Какими основными гигиеническими свойствами должны обладать внутренние детали верха обуви? Какими показателями они оцениваются и от чего зависят?
Для оценки гигиенических свойств внутренних деталей верха применяются те же показатели, что и для наружных. Основные требования: 1. хорошая паропроницаемость, которая зависит от структуры материала (диаметра и количества пор) и от лицевого покрытия материала (например, НК с акриловым покрытием имеет паропроницаемость в 2-3 раза выше, чем с казеиновым, а с нитропокрытием – в 3-5 раз хуже казеинового). 2. влагопоглощение. Особенно этот показатель важен при разработке ИК. НК по влагопоглощению = 8-10мг/см2*час. СК на нетканой основе = 0,8-1,5мг/см2*час. 3. намокаемость. У иск. замши – 50%; ИК = 150%. Влажность внутри обувного пространства не должна превышать 90%. Однако к материалам подкладки предъявляются более высокие требования, чем к верху, т.к. они непосредственно контактируют со стопой. Если в качестве материала подкладки использовать кожу с нитропокрытием или ИК с низкими гигиеническими свойствами, то можно свести на «нет» все плюсы материалов верха. Поэтому лучший материал подкладки – НК без отделки. Рекомендуется в обуви с верхом из ИК вместо текстильной подкладки применять НК. В этом случае значительно улучшаются влагообменные свойства обуви. Таким образом, значительное внимание должно уделяться гигиеническим свойствам, т.к. от этого зависит внутренний микроклимат обуви, а значит и нормальное функционирование стопы. Основное требование к гигиене – предупредить конденсацию жидкости пота на внутренней поверхности обуви. Подкладка напротяжении всей носки должна оставаться сухой. Пути решения этой задачи: 1. обувь должна быть снабжена вкладной стелькой, которую можно доставать и сушить, заменять. Материал вкладной стельки должен обладать хорошей влагоёмкостью и влагопоглощением. Если обувь не высохла, она будет меньше поглощать влаги на следующий день, которая будет накапливаться внутри обуви. Известно, что для полного высушивания требуется 2 суток. Поэтому надо либо менять вкладную стельку, либо обувь. 2. превратить все внутренние и промежуточные детали в носители поглощения влаги. 3. создавать клеи, которые не препятствуют прохождению влаги, а клеевое покрытие наносить на материал в виде сетки или точек. 4. создание материалов и покрытий, которые обладают хорошими влагообменными свойствами.
Почему для каждого отдельного региона должен быть построен свой размерный ассортимент? Что является основой построения размерных и полнотных ассортиментов? В чем отличие торговых и производственных размерных ассортиментов?
При массовом производстве обуви важно не только изготовлять обувь правильных формы и размеров, но и выпускать отдельные типоразмеры в количестве, потребном для населения. Известно, что люди имеют стопы с различными размерами по длине и ширине, поэтому носят обувь разных размеров и полнот. Численное соотношение обуви различных размеров и полнот называется размерным ассортиментом, в котором фиксируется относительное (в процентах) количество обуви различных размеров и полнот. Размерный ассортимент, рассчитанный на 100 пар, принято называть торговым размерным ассортиментом. Крупные обувные фабрики обычно производят обувь одного и того же артикула для нескольких районов, которые могут иметь различные торговые ассортименты. Поэтому производственный размерный ассортимент фабрики складывается из всех торговых размерных ассортиментов, по которым комплектуется обувь для определённых районов, с учётом удельного значения количества обуви, предназначенной для каждого из них. В основу метода построения размерного ассортимента обуви положена закономерность распределения стоп по длине, выражаемая законом нормального распределения. При расчете ассортимента обуви по полнотам вначале находят распределение типичных стоп по длине. Затем каждую подсчитанную численность подразделяют на численности по обхвату (дополнительные типы). Смежные размеры обуви по длине различаются на 5мм. Смежные полноты – на 8мм. по обхвату в пучках (полноты всего три). Для каждого отдельного региона должен быть построен свой размерный ассортимент, так как длины стоп по регионам различны и средний размер в итоге получится разным. Это возможно из-за различных климатических условий, физиологических особенностей, присущих жителям того или иного региона.