Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы на вопросы к экзамену по неврологии и нейрохирургии. Часть 1 - Разновидности нарушений речи. Классификация афазий.

Cмотрите так же...
Ответы на вопросы к экзамену по неврологии и нейрохирургии. Часть 1
Рефлексы, их классификация и изменения.
Внутренняя капсула и синдромы ее поражения.
Экстрапирамидная система: анатомия, функции. Клинические проявления поражения паллидонигральной системы.
Мозжечок: строение, связи и функции. Симптомокомплекс поражения мозжечка.
Чувствительность: виды, методика исследования, расстройства чувствительности.
Ход пути поверхностной чувствительности, методика исследования и симптомы поражения.
Топическая диагностика нарушений чувствительности (типы расстройств).
Синдром поперечного поражения верхне-шейного отдела спинного мозга (СI – CIV).
Синдром Броун-Секара в грудном отделе (ThV – ThX).
Синдром поражения конского хвоста (частичное, полное).
Обонятельный нерв (I): симптомы поражения. Зрительный путь (II): симптомы поражения на различных уровнях.
Глазодвигательные черепные нервы (III, IV, VI): анатомия, функции, симптомы поражения, методика исследования.
Тройничный нерв (V): анатомия, функции, симптомы поражения, методика исследования.
Лицевой нерв (VII): анатомия, функции, симптомы поражения на различных уровнях, методика исследования. Различие центрального и периферического паралича лицевого нерва.
Преддверно-улитковый нерв (VIII): анатомия, функции, симптомы поражения, методика исследования.
Языкоглоточный (IX), блуждающий (X) нервы: анатомия, функции, симптомы поражения, методика исследования.
Добавочный нерв (XI), подъязычный нерв (XII): анатомия, функции, симптомы поражения.
Альтернирующие синдромы: анатомо-клиническое обоснование их возникновения, клиническая картина синдромов Вебера, Фовилля, Джексона, Валленберга-Захарченко.
Синдром поражения теменной доли головного мозга.
Разновидности нарушений речи. Классификация афазий.
Нарушения экспрессивной речи. Аграфия.
Гнозис и его расстройства.
Праксис и его расстройства.
Электрофизиологические методы исследования (электроэнцефалография, электромиография, электронейромиография): информативность в диагностике заболеваний нервной системы.
Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография: диагностические возможности.
Эпидемический цереброспинальный менингит: этиология, клиника, диагностика, лечение.
Вирусные менингиты: этиология, клиника, диагностика, лечение.
Классификация энцефалитов. Герпетический энцефалит: патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Полиомиелит: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
Кровоснабжение головного и спинного мозга.
Дисциркуляторная энцефалопатия: определение, этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Преходящие нарушения мозгового кровообращения (транзиторная церебральная ишемическая атака, острая гипертоническая энцефалопатия): этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика.
Инфаркт мозга (ишемический инсульт): типы, этиология, патогенез. Клинические проявления.
Инфаркт мозга (ишемический инсульт). Клинические проявления инфарктов в левом и правом каротидном и вертебро-базилярном бассейнах.
Инфаркт мозга (ишемический инсульт): диагностика, основные принципы терапии.
Субарахноидальное кровоизлияние: этиология, патогенез, диагностика, лечение.
Нарушения спинального кровообращения: классификация, этиология, патогенез, клинические проявления, общие принципы лечения.
Рассеянный склероз: эпидемиология, этиология, патогенез, патоморфология.
Острая воспалительная демиелинизирующая полиневропатия (синдром Гийена-Барре). Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Амиотрофический боковой склероз: этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение.
Эпилепсия: этиология, патогенез, диагностика, основные принципы терапии.
Эпилептический статус: этиология, клиника, лечение.
Фокальные эпилептические припадки: классификация, клиника, диагностика, лечение.
Дифференциальная диагностика эпилептических припадков с аноксическими и психогенными.
Невропатия лучевого, локтевого и срединного нервов.
All Pages

 

Разновидности нарушений речи. Классификация афазий.

 

Различают два класса речевых нарушений:

Дизартрия – нарушения до- пред- вербального уровня (паралич языка) Развиваются вследствие нарушений функции мозжечка или ствола мозга (при псевдобульбарном синдроме). Проявляется скандированной речью.

Речь - специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Выделяют 2 основных вида речи:

* импрессивную - понимание устной и письменной речи (чтение);

* экспрессивную - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

АФАЗИЯ – расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее у людей с сохраненным артикуляционным аппаратом и достаточным слухом, при котором частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и понимать услышанную речь. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушения восприятия речи - импрессивной сенсорной афазией. Центр моторной речи располагается в задних отделах нижней лобной извилины доминантного полушария, а центр импрессивной сенсорной речи - в задних отделах верхней височной извилины того же полушария (доминантного).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи: афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Нарушено произнесение отдельных звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями, а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом.

Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит, в основном, из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Нарушаются чтение, письмо и называние предметов.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при поражении префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии - нарушение активной произвольной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы.

При всех видах моторной афазии больной понимает обращенную к нему речь, выполняет все задания, но сам говорить не может или говорит с резким дефектом.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (ВЕРНИКЕ) возникает при поражении коры левой височной доли (средние и задние отделы верхней височной извилины - зоны Вернике). Больной воспринимает речь как шум или разговор на неизвестном ему языке. Он не понимает обращенной к нему речи, не выполняет заданий (закрой глаза, покажи язык и т.д.). Больной говорит много и быстро (логорея), его речь непонятна для окружающих, отмечается много парафазий (искаженное, неточное употребление слов). Часты повторения одних и тех же слов или слогов (персеверация). Расстраивается письмо, например написание таких слов, как «забор», «собор», «запор».

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ - возникает при поражении левой теменно - височной области у правшей, при которой нарушено понимание смысла - предложений, выраженного с помощью сложных логико-грамматических конструкций. Такой больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом). Для него недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Лены темнее, чем у Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые светлые волосы?), возвратных конструкций (лиса съела курицу, курица съела лису), атрибутивных конструкций ("брат отца", "отец брата").

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ -развивается при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей. Характеризуется забыванием названия предметов, имен. Речь больного насыщена глаголами, но в ней мало имен существительных. Больной объясняет, что делают показываемым предметом, но не может его назвать.

ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ - утрачивается речь во всех ее проявлениях. Это наблюдается при обширном поражении левого полушария от зоны Брока до зоны Вернике.

Проводниковая афазия возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга.
Причинами афазии являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга.
Лечение направлено на заболевание, вызвавшее афазию.