Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки основы гигиены и педиатрии детей дошкольного возраста. Продолжение

Cмотрите так же...
Шпаргалки основы гигиены и педиатрии детей дошкольного возраста. Продолжение
Вывихи и переломы.
.Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей.
Трудовое воспитание детей
Плоскостопие, причины, симптомы и меры предупреждения.
Отиты, тугоухость. Причины, признаки, про­филактика
Санитарно-противоэпидемический режим в ДДУ
Утопление. Виды утопления. Симптомы. Принципы оказания неотложной помощи.
Подготовка ребенка к поступлению в д/у.
Понятие об иммунитете. Профилактика заболеваний в детском коллективе.
Эпидемиология инфекционных болезней.
Краткие анатомо-физиологические особенности органов дыхания детей.
Предупреждение пищевых отравлений в дошкольных учреждениях
.Рост и развитие ре­бенка. Основные этапы развития организма
Типы дошкольных учреждений
Сущность, цель и принципы закаливания
Понятие о нормотрофии и дистрофии
Признаки и степень нарушения осанки у детей и ме­роприятия, способствующие ее исправлению.
Правила проведения утреннего и вечер­него туалета грудных детей.
Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение.
ежим дня детей раннего и дошкольного возраста
Физиолого-гигиенические основы организации питания
Заболевания мочеиспуск. системы: цистит, пиелонефрит.
Рахит и спазмофилия. Этиология, симптомы, уход за больными детьми и профи­лактика
заболевания органов дыхания: ларингит, бронхит.
Паразитарные заболевания у детей (энтеробиоз, аскаридоз)
Санитарное просвещение в детском учреждении
Лихорадка.
All Pages


Понятия о реанимации.

 

Реан-ция – это комплекс мероприятий, направленных на оживление организма. Реанимация наиболее эффективна в тех случаях, когда смерть наступила внезапно (поражение эл током и др.). Клиническая смерть – обратимый этап умирания организма, при котором возможен возврат к жизни человека как личности. Начинается с момента прекращения дыхания и кровообращения и заканчивается появлением необратимых явлений в ЦНС (от 3 до 5 минут, в холодных условиях – до 10 минут). Признаки клинической смерти: потеря сознания, отсутствие сердечной и дыхательной деятельности, кожные покровы бледные, зрачки расширены. Биологическая смерть – умирание организма с необратимыми изменениями в ЦНС, невозможностью возврата к жизни. Признаки: охлаждение тела, трупные пятна, симптом «кошачьих глаз», размягчение глазных яблок, трупное окоченение. Выполнение реанимационных процедур. 1-обеспечить проходимость дыхательных путей. 2- провести искусственную вентиляцию легких. 3- выполнить непрямой массаж сердца.

 

 Характ-ка возрастных периодов: новорожденности, грудного возраста.

 

Период новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни заставляет организм ребенка приспосабливаться к новым и меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деят-ти печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением). К концу 1 — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется. Заболевания детей связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства), или с родовыми травмами (родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Когда вес ребенка выравнивается, пупочная рана заживает, период новорожденности можно считать законченным. Грудной возраст. По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг веса). Пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей.

 

Охрана материнства и детства в РБ.

 

Существуют направления в деят-ти системы здравоохранения в РБ. 1- гос поддержка материнства и детства. 2- охрана здоровья матери и ребенка. 3- создание условий для рождения здоровых детей. 4- уменьшение детской инвалидности. 5- сокращение детской смертности. Решение этих задач осущ-тся в соответствии с законами в РБ. Закон о правах ребенка. Кодекс о браке и семье. Государственная программа развития здравоохранения. Декрет президента РБ «о дополнительных мерах по гос защите детей в неблагополучных семьях». Снижению детской смертности способствуют: а) мероприятия по оптимизации мед помощи, бесплатное оказание всех видов мед услуг; б) мероприятия по профилактике заболеваний; в) укрепления правовой, организационной, материально-технической базы; г) реконструкция и переоснащение родильных домов, детских больниц, финансирование.


 

 Вывихи и переломы.

 

Вывих – патологическое смещение поверхностей одной или нескольких костей с нарушением их нормальным анатомических взаимосвязей и целостности капсульно-связочного аппарата сустава. В детском возрасте наиболее частыми являются повреждения голеностопного, коленного, локтевого и лучезапястного суставов. При осмотре поврежденного сустава отмечается отечность, изменение его контуров. Движения как активные, так и пассивные из-за болезненности резко ограничены. Установление характера повреждения сустава возможно только опытным хирургом в условиях спец стационара. Поэтому следует воздержаться от любых попыток «вправления вывиха», так как эта манипуляция неизбежно поведет к дополнительной травме и осложнит прогноз. Первая помощь: покой поврежденной конечности при помощи специальных или импровизированных шин (кусок фанеры, доска и др.) Поврежденная конечность прибинтовывается к транспортной шине. На область повреждения кладется холод. После оказания первой помощи пострадавший доставляется в медицинское учреждение. Перелом характеризуется следующими признаками: деформацией, припухлостью в месте повреждения, нарушением функции поврежденной конечности, самостоятельными болями и болезненностью в месте перелома при ощупывании, подвижностью костных обломков в месте перелома (однако не каждый перелом характеризуется совокупностью всех перечисленных признаков). В зависимости от наличия повреждений кожных покровов в области переломов, последние разделяются на закрытые и открытые. Каждый пострадавший при подозрении на перелом должен быть осмотрен врачом. В случае если предположение подтвердится, необходимо обеспечить неподвижность области перелома с захватом двух соседних с местом перелома суставов и немедленно госпитализировать больного.


 

Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей.

 

Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить на три группы: 1) методы определения уровня морфологического развития ребенка, 2)методы оценки психофизического развития, 3)методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка. Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия. Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы. Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук. К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание: 1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин. 2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.


 

Трудовое воспитание детей

 

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства. Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:

1) ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

2) организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (горшком, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. Хозяйственно-бытовой труд – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (притирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне). Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. Ручной труд – самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).


 

 Плоскостопие, причины, симптомы и меры предупреждения.

 

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внут­ренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддер­живающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, упрощают стопу. Причинами разви­вающегося плоскостопия могут быть: 1)рахит, общая слабость, нарушение тонуса определенных групп мышц ног, пониженное физическое развитие, 2)плоскостопие особенно легко развивается, если дети прежде­временно (до 10–12 месяцев) начинают много стоять и передви­гаться, особенно в мягкой обуви; 3)вред­но сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по гладкой твердой поверхности (полу, асфальту); 4)дефор­мация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног. При плоскостопии: а)нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение; стопа становит­ся потливой, холодной, синюшной; б) боли могут возникнуть и в икроножных мышцах, в коленных суставах, а также в поясничной области; в)дети, страдающие плоскостопием, при ходь­бе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая. В целях предупреждения плоскостопия необходимо: 1)что­бы детская обувь не была тесной. Она должна плотно обле­гать ногу, иметь жесткий задник; 2)не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой; 3)не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует разви­тию плоскостопия. Чтобы исправить плоскостопие, желательно проводить уп­ражнения для мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражне­ний – 10–20 мин, в зависимости от возраста ребенка. Профи­лактические (стандартные) супинаторы имеются в некоторой обуви, которую желательно приобретать для ребенка с тенден­цией к плоскостопию. Лечебные супинаторы применяются в более тяжелых случаях, их должен подобрать по гипсовому слепку со стопы ребенка врач-ортопед.


 

Отиты, тугоухость. Причины, признаки, про­филактика

 

Отит – острое воспаление среднего уха. Это частое заболевание детей раннего и дошк-го возраста. Причины. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы в полость среднего уха и возникает воспаление. Признаки. Острый отит может быть катаральным и гнойным. Острый катаральный отит у детей возникает внезапно: появляется беспокойство, крик, нарушается сон, поднимается высокая температура. К более поздним симптомам острого отита относятся головная боль, рвота, жидкий стул. Острый гнойный отит. Хроническое воспаление среднего уха. Профилактика направлена, прежде всего, на предупреждение острых и хронических заболеваний верхних дыхательных путей, которые способствуют возникновению отитов. В профилактике отитов имеет значение правильный уход за детьми, особенно грудного и раннего возраста (туалет полости рта, носа, ушей; рациональное пользование свежим воздухом, одежда по сезону). Важно не допускать переохлаждения ребенка. Тугоухость – это такое снижение слуха, при котором больному трудно общаться с людьми с помощью обычной речи. Практическая глухота – это состояние при котором человек не воспринимает громкую речь, произнесенную у его уха. Причины. Расстройства слуха могут возникнуть при заболевании как звукопроводящих отделов уха (воспалительные заболевания среднего уха и др.), так и внутреннего уха (заболевания лабиринта либо слухового нерва различного происхождения), и мозговых центров слуха (центральная глухота). Признаки. Нарушения слуха могут быть от еле заметных, проявляющихся заложенностью ушей, до значительных (тугоухость от I степени до глухоты – IV степень). К лёгкой тугоухости относят понижение слуха, при котором шёпот воспринимается на расстоянии 1–3 м, а обычная разговорная речь – на расстоянии более 4 м; при средней тугоухости шёпот различается на расстоянии менее 1 м, а разговорная речь – на расстоянии 2–4 м; при тяжёлой тугоухости шёпот не различается около уха, а разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 2 м. Профилактика: предупреждение травм, различных инфекционных болезней, воспалительных заболеваний уха и своевременное лечение имеющихся заболеваний, которые могут привести к тугоухости.


 

 Санитарно-противоэпидемический режим в ДДУ

 

Контроль за работой д/у осуществляет заведующий и старшая медсестра поликлиники совместно с представителями санэпидемслужбы при плановых посещениях. Проверяется санитарно-гигиеническое состояние помещений, их воздушный, температурный режим, освещенность, наличие соответствующей мебели, физкультурного инвентаря обращается внимание на соблюдение противоэпидемического режима. Санитарно-противоэпидемический режим ДДУ предусматривает: 1) размещение детей по группам на основании существующих санитарных норм; 2) групповую изоляцию детей; закрепление персонала за каждой группой; 3) строго индивидуальный уход за детьми; 4) соблюдение личной гигиены детьми и персоналом; 5) обеспечение группы отдельной столовой посудой, игрушками, горшками, уборочным инвентарем и т. д. Все помещения д/с должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборку помещений следует проводить ежедневно обязательно влажным способом при открытых окнах или фрамугах. Генеральная уборка должна проводиться еженедельно. Игрушки должны мыться 2 раза в день горячей водой со щеткой и мылом. Столы должны промываться после каждого приема пищи специально выделенной для этого ветошью. Посуда после каждого употребления освобождается от остатков пищи и обезжиривается путем промывания в горячей воде. Полы в туалетах, унитазы моют 2 раза в день горячей водой с применением моющих средств. Уборочный инвентарь (ветошь, ведра, щетки) маркируются и хранятся в туалетной комнате в специальном шкафу. Дезинфицирующие растворы должны храниться в прохладном месте, в темной закрытой посуде, в местах, недоступных детям. Профилактика детских инфекционных заболеваний. Для предотвращения распространения инфекции в детском саду заведующий контролирует соблюдение сроков проведения прививок, а также сроки изоляции больных и соприкасающихся с ними лиц. Личная гигиена персонала пищеблока. Все работники пищевого блока должны перед поступлением на работу пройти медицинский осмотр и быть проверены на носительство возбудителей острых кишечных инфекций, туберкулез.


 

 Утопление. Виды утопления. Симптомы. Принципы оказания неотложной помощи.

 

В основе утопления лежит проникновение жидкости в верхние дыхательные пути и легкие. Часто утопление происходит при пренебрежении элементарными мерами предосторожности (купание в сомнительных водоемах, длительное пребывание в воде и др.). Виды утопления: 1)истинное («мокрое»): в легкие пострадавшего поступает большое количество воды, смерть наступает вследствие отека легких; 2)асфиксическое («сухое»): характеризуется стойким спазмом голосовой щели при попадании небольших количеств воды в верхние дыхательные пути; 3)синкопальное: смерть пострадавшего наступает от рефлекторной остановки сердца и дыхания при резком периферическом сосудистом спазме вследствие попадания даже небольших количеств воды в верхние дыхательные пути. Симптомы истинного утопления: 1)в начальном периоде извлеченные из воды возбуждены или заторможены; 2)неадекватная реакция на обстановку: пострадавшие пытаются встать, уйти, отказываются от медицинской помощи; 3)дыхание шумное с приступами кашля; 4)часто рвота проглоченной водой и желудочным содержимым. Первая помощь при утоплении.

Извлечь пострадавшего из воды. Если пострадавший в сознании – успокоить, снять мокрую одежду, согреть. Если пострадавший в бессознательном состоянии, но с сохранением сердечной и дыхательной деятельности – дать вдохнуть пары нашатырного спирта, согреть. Срочно вызвать скорую медицинскую помощь. Профилактика: в открытых водоемах купаться только в разрешенных и проверенных местах, а детям – только под присмотром взрослых.


 

 Подготовка ребенка к поступлению в д/у.

 

Рациональная и заблаговременная подготовка ребенка к поступлению в д/у, которая сводит к ми­нимуму риск развития тяжелой адаптации, включает следую­щие мероприятия. 1. Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка. Для этого необходимо перед оформлением в д/у провести углубленный осмотр ребенка всеми необходи­мыми для данного возраста специалистами, про­ведением лабораторных исследований (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов). 2. Предварительная вакцинация в соответствии с возрас­том ребенка, позволяющая предупредить заражение ребенка инфекционными болезнями. 3. Максимальное приближение домашнего режима и пи­тания к режиму и питанию д/у. Это позволит заблаговременно, в привычной домашней обстанов­ке создать у ребенка новые стереотипы. 4. Разъяснительная работа с родителями. Необходимо объ­яснить родителям важность предстоящего изменения в жиз­ни ребенка, ознакомить их с педагогическими подходами, дать рекомендации по изменению неправильных подходов в семейном воспита­нии, если таковые имеются, по отучению ребенка от привы­чек, которые не могут осуществляться в детском учреждении (кормление из бутылочки после года, сосание пустышки, ука­чивание и др.).


 

Понятие об иммунитете. Профилактика заболеваний в детском коллективе.

 

Иммунитет – невосприимчивость или устойчивость организма к действию патогенных микроорганизмов, т.е. антигенам. Этот биологический защитный механизм позволяет организму поддерживать нормальное внутреннее состояние (гомеостаз). В иммунной реакциипринимают участие фагоциты, иммуноглобулины (IgA, IgM, IgG, IgE), т.е. антитела, вырабатываемые в ответ на появление чужеродных белков (антигенов). Все антитела специфичны, то есть, активны к определённым микробам или токсинам. Различают виды иммунитета: 1)врождённый (наследственный) – иммунные тела поступают через плаценту к плоду и с материнским молоком; 2)приобретённый: а) естественный (активный) – после перенесённого инфекционного заболевания, когда в ответ на антигены активно вырабатываются специфические антитела, б) искусственный активный, когда в организм человека вводят ослабленные или убитые микроорганизмы, и против них вырабатываются антитела. Такой иммунитет (например: против дифтерии и натуральной оспы) держится годами, в) искусственный пассивный, когда в организм человека водят иммунные сыворотки из крови животного или человека с готовыми антигенами или вводят иммуноглобулины. Профилактика инфекционных заболеваний в детском коллективе. Для предотвращения распространения инфекции в д/с заведующий контролирует соблюдение сроков проведения прививок, а также сроки изоляции больных и соприкасающихся с ними лиц. Особую ответственность несет заведующий за пищевые отравления и появление кишечных инфекций.


 

Эпидемиология инфекционных болезней.

 

Инфекция– это внедрение и размножение в организме человека и животных болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комплексом реактивных процессов. Инфекционный процесс – это взаимодействие или борьба между макроорганизмом (человек, животное) и болезнетворным микроорганизмом. Эпидемический процесс – явление возникновения и распространения инфекцион­ных заболеваний среди людей. Он представляет собой цепь последовательно возникающих однородных инфекционных заболеваний людей. Этот процесс составляют три взаимодействующих звена: 1) источник инфекции, который выделяет возбудителя болезни; 2) механизм передачи возбудителей болезни (факторы и пути передачи); 3) восприимчивое население. Источником инфекции при большинстве заболеваний является больной человек или больное животное, из организма которых возбудитель болезни выделяется в момент выдоха, кашля, рвоты, чихания, при мочеиспускании, дефекации. Человек может заразиться от больного животного при прямом контакте (укус бешеным животным, обработка туши и др.), а также при употреблении молока и мяса больных животных. Бактерионосители– это люди, которые после выздоровления еще долго остаются источником инфекции или переносят болезнь в очень легкой, стертой форме, или после заражения не болеют, а являются переносчиками заболевания. В передаче возбудителей болезней участвуют факторы внешней среды – воздух, вода, почва, пищевые продукты, называемые факторами передачи инфекции. Выделяют пути передачи инфекции: 1) контактный путь передачи – через наружные покровы; 2) алиментарный путь передачи: водный; пи­щевой; 3) аэрогенный путь передачи: воздушно-капельный – через воздух, с капельками слюны, слизи; воздушно-пылевой – с частицами пыли; 4) трансмиссивный путь передачи – передача возбудителей болезней насекомыми: вшами, блохами, клещами, комарами и др. (в основном при укусах).


 

Краткие анатомо-физиологические особенности органов дыхания детей.

 

Система органов дыхания ребенка имеет значительные осо­бенности. Нос меньше и короче, носовые ходы уже, слизистая оболочка богата крове­носными сосудами – все это приводит к легкому возникнове­нию отека и нарушения носового дыхания. Глотка у детей раннего возраста узкая, а слуховая евстахиева труба корот­кая и широкая. Ее отверстие расположено ниже и ближе к носовым ходам, чем у старших детей и взрослых, поэтому проникновение инфекции из носоглотки в слуховую трубу происходит очень легко. Гортань у детей первого года жизни имеет воронкообраз­ную форму, она относительно длиннее, чем у более старших детей, ее слизистая оболочка и голосовые связки нежны, бо­гаты кровеносными сосудами и лимфоидной тканью. Бронхи у детей узки, хрящи мягки и податливы. Слизис­тая оболочка сухая, но богата кровеносными сосудами, что также способствует развитию воспалительных явлений и оте­ка. Легкие в раннем возрасте богаты соединительной тканью, обильно снабжены кровеносными сосудами; капилляры и лимфатические сосуды широкие, эластическая ткань разви­та слабо. Однако они менее воздушны и эластичны, более плотны и полнокровны, что облегчает легкое возникновение и развитие воспалительного процесса. Диафраг­ма расположена относительно выше, чем у взрослого. В ран­нем детском возрасте сокращение диафрагмы слабое. Грудная клетка у грудного ребенка выпуклая, относительно короткая; ребра расположены горизонтально и под прямым уг­лом к позвоночнику. Поскольку в первые месяцы жизни легкие относительно большие, вентиляция недостаточно полная, за­труднен полный выдох. На втором году жизни интенсивно из­меняются форма грудной клетки и положение ребер, они пере­ходят из горизонтального в косое положение, таким образом, облегчаются дыхательные движения и вентиляция легких. Дыхательная мускулатура у малышей развита слабо. Упру­гость легочной ткани выше, а растяжимость ниже, чем у взрос­лых и детей школьного возраста, относительно малый диаметр бронхов создает в дыхательных путях дополнительное сопро­тивление. Таким образом, чем моложе ребенок, тем большую работу выполняет он для обеспечения вентиляции легких.


 

 В целях предупреждения пищевых отравлений в дошкольных учреждениях предлагается:

 

1) строго соблюдать санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоках; 2)ежедневно проверять персонал пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний и немедленно отстранять заболевших от работы; 3)строго следить за сроками реализации и условиями хранения скоропортящихся продуктов и готовой пищи, строго соблюдать технологию приготовления овощных блюд, проведение бракеража пищи перед раздачей; 4)запретить в питании детей кондитерские изделия с кремом,5)оставлять суточную пробу и хранить ее в соответствующих условиях; 6)обеспечить организацию санитарно-просветительной работы среди персонала и родителей.


 

Рост и развитие ре­бенка. Основные этапы развития организма

 

Рост – это увеличение массы и линейных размеров организма, равно как составляющих его органов, происходящее за счет увели­чения числа и массы клеток, неклеточных образований, в результа­те преобладания анаболизма над процессами катаболизма. Каждый организм имеет генетически предопределенный потенциал роста, но его реализация зависит от того, насколько благоприятствует этому внешняя среда. На рост человека критическое влияние оказывает эндокрин­ная система, особенно гормон роста (соматотропин) и производ­ные щитовидной железы, при недостатке продуцируемою перед­ней долей гипофиза гормона роста развивается карликовость, а при избытке – гигантизм; снижение продукции тиреотропных гормонов приводит к замедлению роста. Разви­тие рассматривается как целенаправленный, непрерывно протекаю­щий биологический процесс, в результате которого клетки, ткани, органы, системы органов и организм в целом приобретают новые качественные признаки. Рост и развитие определены внутренними причинами (генотипом) и внешними воздействиями. Влияние средовых факторов проявляется уже на самых ранних стадиях внутриутробного развития. Даже незначительное обеднение крови матери питательными веществами, кислородом приводит к адаптивным реакциям плода, выражающимся в интенсификации двигательной активности, темпа роста и нарастании плаценты.

Развитие представляет собой непрерывный процесс, одна­ко каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы – возрастные периоды.Каждому периоду свой­ственны определенные анатомо-физиологические особеннос­ти, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по спе­цифической и неспецифической профилактике наиболее час­то встречающихся заболеваний. В индивидуальном развитии организма различают два основ­ных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). В последнем, в свою очередь, выделяют три фазы: роста, зрелости и старости. Зре­лость отличается полным развитием систем организма, а старость является инволюционным процессом и характеризуется уменьше­нием размеров тела, постепенным ослаблением физиологических функций, затуханием жизненных процессов.


 

Типы дошкольных учреждений

 

Детское дошкольное учреждение – предоставляет педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 6 (7) лет, а также методическую помощь родителям или лицам, их замещающим, на основе утвержденных программ воспитания и обучения.

Типы дошкольных учреждений

1) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

2) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

3) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

4) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

5) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.


 

 Сущность, цель и принципы закаливания

 

Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды.

Основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. 2. Последовательность применения закаливающих процедур. 3. Систематичность начатых процедур. 4. Комплексность. 5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. 6. Активное, положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

 

Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей

 

Под физическим развитиемпонимают совокупность мор­фологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышеч­ная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит ус­тойчивость организма к неблагоприятным воздействиям сре­ды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропомет­рических исследований.

- Измерение длины тела (роста);

- Массу тела;

- Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений;

- Окружность головы.

- Окружность грудной клетки.

У детей от трех до шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения вели­чины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах.


 

 Понятие о нормотрофии и дистрофии

 

Нормотрофия нормальное функционально-морфологическое состояние организма. Подразумевает следующее: ребенок с чистой, розовой, бархатистой кожей, нормальным тургором, равномерным распределением подкожно-жировой клетчатки, без признаков нарушения внутренних органов и систем, нормальными показателями физического, моторного, психического развития, редко болеющий, легко переносящий инфекционные заболевания, отличается хорошим аппетитом и положительным эмоциональным тонусом.

Дистрофии (хронические расстройства питания) патологические состояния, которые характеризуются не только изменением показателей физического развития, но и нарушением функционально-морфологического состояния внутренних органов и систем, нарушением обменных процессов, иммунитета, вследствие недостаточного или избыточного поступления или усвоения питательных веществ.

Варианты дистрофий:

Дети первых двух лет жизни:

I. Дистрофия типа гипотрофии

II. Дистрофии типа паратрофии

Старшие возраста:

III. Дистрофия типа ожирения (тучность).


 

Признаки и степень нарушения осанки у детей и ме­роприятия, способствующие ее исправлению.

 

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышеч­ный тонус, который нередко возникает при подавленном со­стоянии человека, могут привести к нарушению осанки. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, же­лудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные бо­ли, повышается утомляемость, снижается аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Признаки неправильной осанки:сутулость, усиление ес­тественных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз – боковое искрив­ление позвоночника. Сутулость возникает при слабом развитии мышечной сис­темы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке (кифозе) все вышеперечислен­ные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого раз­вития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. Для лордотической осанки (лордоза) характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встре­чается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мыш­цы живота. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так на­зываемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней и внешней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища). В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюда­ется у детей со слабым физическим развитием, больных ра­хитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.


 

Правила проведения утреннего и вечер­него туалета грудных детей.

 

Особое значение имеет гигиена кожи детей первого года жизни, когда она особенно уязвима для самых разнообразных неблагоприятных воздействий. Для ухода за кожей грудного ребенка надо иметь специальную ванну для купания, мягкую мочалку, детское мыло, растворы марганцовокислого калия и борной кислоты, стерильное минеральное или растительное масло, вату, марлевые тампоны, небольшие ножницы и пр. Тело ребенка осторожно погружают в воду, го­ловку кладут на левое предплечье, кисть – под левой подмышкой ребенка, верхняя часть груди ребенка должна быть над водой. В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, обмывает тело ребенка водой. Во время купания (оно продолжается не более 5–7 мин) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка обмыто, голову и лицо промывают чис­той кипяченой водой, а затем, повернув вниз лицом, его об­ливают водой, температура которой на 1–2° С ниже темпера­туры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мяг­кой простыней, а кожные складки смазывают прокипяченным на водяной бане растительным маслом. Ногти на пальцах рук и ног обрезают ножницами, протертыми спир­том. Нос при необходимости прочищают ватными жгутика­ми, смоченными растительным или вазелиновым маслом. После купания ванночку следует тщательно промыть и про­сушить. Стирать в ванночке белье запрещается.

По утрам в первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его обмывают ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают особым тампоном. С пяти-шес­ти месяцев ребенка можно умывать без помощи тампонов, водой комнатной температуры.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок все время нахо­дился в чистой и сухой одежде и пеленках. Пеленки меняют не менее 6 раз в сутки, при смене пеленок ребенка подмывают. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или под­солнечным маслом те места, где легко образуется опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.

Для предупреждения образования опрелостей в тех мес­тах, куда попадает срыгиваемая пища, следует проклады­вать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, кон­цы которой закладываются за головку. Это предохраняет кожу и белье ребенка от срыгиваемых им масс. После каждо­го срыгивания салфетку надо менять.


 

Нарушения сер­дечно-сосудистой деятельности у детей, причины, симптомы и предупреж­дение.

 

Наиболее распространенными заболеваниями сердца в ран­нем возрасте являются его врожденные пороки и миокардиты.

Врожденные пороки сердца формируются на ранних этапах развития эмбриона (на 2–8 неделе беременности) и зависят от анатомических нарушений строения сердца, крупных сосудов и клапанного аппарата сердца. Причины: экзогенные воздействия на органогенез преимущественно в первом триместре беременности (краснуха, алкоголизм матери, применение некоторых лекарственных средств, воздействие ионизирующего излучения и др.). Симптомы весьма многооб­разны и определяются особенностями порока, степенью ком­пенсации и возникающими осложнениями. Чаще всего дети отличаются маленьким ростом, физической слабостью, нередко у них развивается бледность кожных покровов или их синюшность (цианоз). Профилактика: устранение возможных этиологических факторов.

Миокардит – воспаление сердечной мышцы – чаще всего раз­вивается при инфекционных заболеваниях. Причины: поражение мышцы сердца (чаще всего вирусами), воздействие токсинов (при дифтерии), патологи­ческие иммунные реакции (при ревматизме). Симптомы могут быть бурными:одышка, сердцебиение, боль в грудной клетке, повышение температуры (или повторное повы­шение на фоне текущего заболевания); но могут быть и малоза­метными:вялость, бледность кожи, «тени» под глазами, синева вокруг рта, избегание физической активности, одышка при на­грузке, «необъяснимые» повышения температуры. Профилактика: своевременное лечение инфекционных заболеваний.

Ревматизм – хроническое заболевание с преимущественным поражением сердца и сосудов и частым поражением суставов.

Обморок– легкая форма сосудистой недостаточности, обусловленная гипоксией головного мозга.


 

Режим дня детей раннего и дошкольного возраста

 

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки.Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.


 

Физиолого-гигиенические основы организации питания

 

Аппетит. Работа органов пищеварения в значительной мере зависит от желания есть, иными словами, от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы. Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм. Как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок, в результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается.

Обстановка во время еды. Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, ожидание пищи и т. д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб, – все это легко может затормозить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Составление меню. Меню составляют совместно с представителем медицинского персонала на неделю, подбирая пищевые продукты для детей каждой возрастной группы в соответствии с потребностями организма, пользуясь таблицами состава и калорийности продуктов. Организация питания. Надо следить, чтобы первыми мыли руки и садились за стол те дети, которые едят медленно. Чтобы приучить ребенка к блюду, от которого он отказывается, следует давать эту пищу небольшими порциями и сажать ребенка с детьми, которые едят ее с удовольствием.

Привитие гигиенических навыков при приеме пищи. Детей учат мыть руки перед приемом пищи, правильно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, не класть их на стол, правильно пользоваться приборами, держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Следует приучать детей вытирать рот салфеткой не только тогда, когда они закончили есть, но и в процессе еды. Для этого младшим детям перед едой надевают нагрудники, для старших ставят па стол стакан с бумажными салфетками. Все дети старше трех лет после еды должны уметь прополоскать рот теплой водой.

 

Микроклимат дошкольных учреждений.

 

Вентиляционный режим и правила проветривания дошкольных учреждений. Загрязнение воздуха, вместе с нарушением природного физического состава делает воздушную среду окружающую нас крайне неблагоприятной для жизни, что по последним научным данным заставляет организм человека 80% своих внутренних ресурсов затрачивать только на обеспечение возможности существования в ней.

Помещения с постоянным пребыванием детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных занятий и др.) следует обеспечивать чистым свежим воздухом. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3–4 раза в день проветривать помещение. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствии детей. Наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещений. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, и температуры воздуха в помещении.

Гигиенические требования к ото­плению и отопительным приборам. Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты – 19–21°С, для зала – 18°С, туалетных – 20–22°С, бассейна – 29°С. В угловых помещениях температура воздуха должна быть на 2°С выше.


 

 Заболевания мочеиспуск. системы: цистит, пиелонефрит.

 

Цистит представляет собой воспаление мочевого пузыря, которое чаще всего возникает на фоне бактериальной инфекции.

Основной причиной развития цистита у детей является проникновение в мочевой пузырь бактериальной инфекции. Основные возбудители цистита у детей это: кишечная палочка, различные виды стафилококков, стрептококков, хламидий, уреаплазмы, протеи пр.

Инфекция проникает в мочевой пузырь преимущественно восходящим путем из зараженного бактериями мочеиспускательного канала.

Различают две основные формы цистита: острый и хронический цистит. Симптомы и признаки цистита у детей зависят от формы болезни и возраста ребенка. Основные симптомы и признаки цистита:

- учащение мочеиспускания до 2-3 раз в час

- Появление недержания мочи (у детей которые ранее не имели этой проблемы)

- Появление болей в низу живота. При цистите боли усиливаются при мочеиспускании

- Появление болей в промежности, в области прямой кишки.

- Повышение температуры

- Помутнение мочи (моча цветы «мясных помоев»)

При хроническом цистите у ребенка симптомы болезни могут быть маловыраженными и усиливаться только в период обострения болезни.

Лечение цистита у детей включает соблюдение лечебного режима и диеты, гигиенических меры, прим. лекарств и нар. методов лечения. Детям с циститом рекомендует постельный режим (в течение 3-4 дней). Важно обеспечить больному ребенку покой и уют – это ускорит выздоровление.

Острый пиелонефрит может быть серозным и гнойным. Гнойный может протекать в виде карбункула, абсцесса и апостематозного пиелонефрита. Исходом острого пиелонефрита может быть либо полное выздоровление, либо переход его в хронический. Пиелонефрит может привести к острой почечной недостаточности или же к ее хронической виду. При пиелонефрите ребенок жалуется на боль в области почек, боль находится на стороне поражения. Дизурических проявлений не наблюдается. Также бывают симптомы общей интоксикации.

При лечении назначают антибиотики, дезинтоксикационную терапию, инфузионную терапию. Показано проведение физиолечения. Также проводят хирургическое лечение с двумя типами операций: органосохраняющие и не сохраняющие.


 

Рахит и спазмофилия. Этиология, симптомы, уход за больными детьми и профи­лактика

 

Рахит – заболевание, связанное с поражением костной, мышечной, нервной систем, внутренних органов вследствие гиповитаминоза D.

Этиология. Одним из основных факторов является дефицит витамина D. Помимо неправильного вскармливания и алиментарной недостаточности витамина D к нему может приводить и нарушение образования его активных форм в организме при недостатке ультрафиолетовых лучей, заболеваниях печени и почек Клиническая картина. По тяжести различают след. степени рахита:

I степень (легкая)небольшие изменения со стороны нервной и мышечной систем; остаточных явлений не дает.

II степень (средней тяжести) выраженные изменения в костной, мышечной, нервной и кроветворной системах, умеренное нарушение функции внутренних органов, небольшое увеличение размеров печени и селезенки, анемия;

III степень (тяжелая) резко выраженные изменения со стороны центральной нервной, костной и мышечной систем, внутренних органов. Часты осложнения.

Уход за больными детьми. Важную роль играют рациональное питание, нормализация режима с достаточным пребыванием на свежем воздухе, массаж, гимнастика. Прием назначенных препаратов витамина D, солей кальция и фосфора; ультрафиолетовая терапия.

Профилактика. Рациональное питание, достаточная инсоляция, пребывание на открытом воздухе, санитарно-гигиенический режим, закаливание, правильное воспитание.

Спазмофилия заболевание детей раннего возраста, характ. склонностью к судорогам вследствие гипокальциемии.

Этиология. Содержание кальция в сыворотке крови при рахите снижается в начальной фазе, при обострении. В связи с падением уровня кальция значительно повышается возбудимость нервной системы, вплоть до судорожного синдрома.

Симптомы. Латентная спазмофилия выявляется при исследовании симптомов Хвостека, Труссо, сгибание пальцев рук при постукивании в области наружного мыщелка локтя). Манифестная спазмофилия проявляется судорогами, спазмом мускулатуры кисти, иногда ларингоспазмом приступообразно в виде легкого сужения голосовой щели или кратковременного, но полного ее закрытия.

Первая помощь во время приступа. При ларингоспазме свежий воздух, обрызгивание холодной водой, пары нашатырного спирта, похлопывания по телу, изменения положения тела. При судорогах – противосудорожные препараты по назначению врача в свечах или лекарственной клизме, вызов «скорой помощи».

Профилактика см. Рахит.


 

 заболевания органов дыхания: ларингит, бронхит.

 

Острый ларингит у детей называют еще ложным крупом. Представляет собой воспаление гортани. Частота заболевания увеличивается в зимний и весенний периоды.

В большинстве случаев возбудителями острого ларингита являются респираторные вирусы. Развиться острый ларингит может и как осложнение некоторых инфекционных болезней: детской кори, скарлатины. Возникновению заболевания способствуют плохое питание, гиповитаминоз у детей, слабость организма вследствие переутомления, переохлаждения и т. д.

Острый ларингит у детей чаще протекает нетяжело. Однако осложнение ларингита — затруднение дыхания вследствие отека слизистой оболочки гортани - порой представляет реальную угрозу для жизни. Ребенок сначала ощущает некоторое недомогание, потом повышается температура тела, становится хриплым или сиплым голос, в тяжелых случаях голос пропадает совсем (афония), появляется характерный сухой лающий кашель; ребенок ощущает жжение в горле. При более тяжелом протекании болезни появляется затруднение дыхания из-за отечности гортани; ребенок беспокоен или испуган.

Ребенку назначаются постельный режим и голосовой покой; обеспечивается хороший уход: ребенок, заболевший ларингитом, должен быть постоянно под присмотром мамы - особенно ночью; мама следит за тем, чтобы ребенок дышал исключительно носом (при носовом дыхании воздух до того, как попадет в гортань, очистится увлажнится и согреется). Необходимо обильное щелочное питье. Имеет значение отвлекающая терапия. Симптоматическая терапия заключается в даче жаропонижющих средств. При затрудненном дыхании и угрозе удушья необходимо вызвать «скорую помощь».

Бронхитом принято называть острое воспалительное поражение слизистой оболочки бронхов. В результате жизнедеятельности возбудителя инфекции возникает отек слизистой оболочки бронхов, который сужает диаметр их просвета и приводит к нарушению бронхиальной проходимости. Воспалительный процесс приводит к нарушению функции бронхиальных желез, часто способствует выработке избыточного количества густого, вязкого секрета, который ребенку бывает очень сложно откашлять.

Основными симптомами бронхита являются кашель и появление мокроты.

Причины бронхита. Прежде всего, это вирусная инфекция. Причиной возникновения бронхитов могут быть и разнообразные бактерии. В последние годы все чаще стали встречаться аллергические бронхиты, причиной которых является аллергическое воспаление слизистой бронхов в ответ на воздействие различных антигенов — пыли, пыльцы растений и пр.

У ребенка может быть нарушено самочувствие, отмечаются некоторое недомогание, слабость, повышение температуры. Часто в начале заболевания имеются насморк, покраснение горла, осиплость голоса. Дети могут отмечать саднение за грудиной или болезненность в груди и между лопатками. Практически с первых дней болезни появляется кашель, вначале сухой, навязчивый, частый, раздражающего характера. Для бронхитов не характерна очень высокая температура и выраженная интоксикация. При бронхите не возникает одышка, мало страдает самочувствие.

При остром бронхите поврежденная структура слизистой бронхов постепенно восстанавливается, кашель уменьшается, исчезает мокрота, и ребенок в течение двух недель поправляется. Однако у детей с осложненным течением заболевания, у ослабленных детей, у детей, имеющих пороки развития дыхательных путей, тяжелые сопутствующие заболевания, бронхиты нередко протекают длительно, тяжело, плохо поддаются лечению.

Лечение бронхитов. Лечить даже очень нетяжелые бронхиты должен лечащий врач ребенка. Прежде всего необходимо обеспечить ребенку лечебно-охранительный режим. Необходимо исключить охлаждающий фактор, обеспечить голосовой покой, всячески способствовать тому, чтобы больной находился в чистом, хорошо проветренном помещении, в доброжелательной и спокойной обстановке. После нормализации температуры и исчезновения проявлений интоксикации ребенок может находиться в обычном для него двигательном режиме.

Особое внимание следует уделить питьевому режиму, так как обильное питье способствует разжижению густой мокроты и более легкому ее отхождению, кроме того, при недостаточном введении жидкости принимаемые ребенком отхаркивающие средства могут оказаться малоэффективными.


 

Паразитарные заболевания у детей (энтеробиоз, аскаридоз)

 

Из всех регистрируемых паразитозов у людей на территории республики энтеробиоз, аскаридоз относятся к наиболее значимым.

Энтеробиоз– гельминтоз, вызыв. круглым гельминтом-острицей.

Этиология и эпидемиология. Острица – мелкая нематода белого цвета паразитирующая в кишечнике человека. Продолжительность жизни гельминта от 1 до 3 месяцев, в конце жизни самка гельминта выползает и откладывают яйца на коже. Яйца остриц чрезвычайно малы и легко разносятся по всему помещению. Энтеробиоз чрезвычайно легко передается от больного ч-ка здоровому.

Симптомы.Основные проявления - это зуд, возникающий преимущественно в ночное время. Болезнь сопровождается нарушением сна, снижением работоспособности, расстройством аппетита, раздражительностью. В тяжелых случаях нарушается работа кишечника: возникают запоры, боли в животе, урчание, метеоризм. Паразитирование остриц у детей приводит к снижению иммунного статуса, снижению эффективности профилактических прививок, нередки различные аллергические проявления. Иногда инвазия протекает бессимптомно.

Аскаридоз – заболевание вызываемое гельминтом аскаридой.

Этиология и эпидемиология. Аскариды – крупные нематоды. Во взрослой стадии паразитирует в тонком кишечнике человека, который является ее окончательным хозяином и единственным источником инвазии. Созревание яиц до инвазионной стадии происходит только во внешней среде – почве, воде, поэтому заразится аскаридозом можно при употреблении в пищу овощей, зелени, ягод, обсемененных яйцами аскарид, кроме того, можно заразится при контакте с почвой, песком, водой, содержащих яйца аскарид. При заражении аскаридозом в организме человека проходит 2 стадии развития паразита: первая ст. личиночная, вторая - развития аскариды.

Симптомы. Клинические проявления личиночной стадии аскаридоза характеризуются аллергическими проявлениями, увеличением лимфоузлов, развитием легочного синдрома. Кишечная стадия аскаридоза проявляется в механическом воздействии аскарид на стенки кишечника, ухудшении микрофлоры кишечника, снижение желудочной секреции, диспепсическими расстройствами, похуданием, снижение иммунного статуса.

Аскаридоз чаще может протекать с маловыраженными симптомами: неврастенией, диспепсическими расстройствами, снижением работоспособности. Но иногда приобретает тяжелый характер – наблюдаются поражения легких, крапивница, лихорадка, могут развиваться непроходимость кишечника, абсцессы печени, аппендицит.


 

Санитарное просвещение в детском учреждении

 

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности людей, продление их активной жизни.

Санитарное просвещение представляет собой систему государственных, медицинских и общественных мероприятий.

Воспитание здорового ребенка возможно лишь при осуществлении единых требований воспитания в семье и в дошкольном учреждении. Цель санитарного просвещения родителей – создание в семье оптимального режима жизни ребенка.

Санитарное просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Такой параллелизм в действиях семьи и дошкольного учреждения поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.

Санитарно-профилактическая работа с родителями.В работе с родителями решаются следующие задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

Формы и методы санитарно-просветительной работы с родителями многообразны. Организуются школы матерей, отцов, где занятия проводятся ежемесячно, а также очно-заочные школы, в которых часть материала изучается самостоятельно. С родителями каждой группы проводят беседы. Широко используются и индивидуальные собеседования с родителями, на которых даются рекомендации, разработанные врачом. Основные вопросы выносятся на родительские собрания. Эффективность санитарно-просветительной работы с родителями повысится, если в вестибюле дошкольного учреждения оформить «Уголок для родителей». Полезно организовывать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, буклетов, предоставив родителям возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития, воспитания и подготовки детей к школе.


 

 Лихорадка.

 

По степени повышения выделяют температуру: субфебрильную - 37-38 °С, фебрильную - 38-39 °С, гиперпиретическую - выше 39 °С.

В отношении хода развития лихорадки в температурной кривой различают три периода:

а) начальная стадия или период нарастания температуры. При одних заболеваниях этот период очень короток и измеряется часами, обычно сопровождаясь ознобом, при других - растягивается на более или менее продолжительный срок, на несколько дней;

б) стадия разгара лихорадки. Вершина температурной кривой длится от нескольких часов до многих дней и даже недель;

в) стадия снижения температуры. При одних заболеваниях температура снижается быстро в течение нескольких часов - критическое падение температуры или кризис, при других - постепенно в течение нескольких дней - литическое падение или лизис.

По характеру температурных колебаний выделяются следующие типы лихорадки:

1) постоянная лихорадка характеризуется тем, что в течение суток разница между утренней и вечерней температурой не превышает 1 °С, при этом отмечается высокая температура;

2) послабляющая лихорадка дает суточные колебания температуры в пределах 2 ° С, причем утренний минимум выше 37 °С. При послабляющей лихорадке подъем температуры сопровождается ознобом, снижение температуры - потливостью;

3) перемежающаяся лихорадка характеризуется внезапным повышением температуры до 39 °С и выше, а через несколько часов температура падет до нормальных цифр. Подъем температуры повторяется через каждые 1-2 или 3 дня. Этот тип лихорадки характерен для малярии;

4) гептическая лихорадка характеризуется повышением температуры на 2-4 °С в вечерние часы и падением ее до нормы и ниже в утренние часы. Такое падение температуры сопровождается резкой слабостью с обильным потоотделением. Наблюдается при сепсисе, тяжелых формах туберкулеза;

5) обратный тип лихорадки отличается тем, что утренняя температура бывает выше вечерней. Встречается при туберкулезе легких;

6) неправильная лихорадка сопровождается разнообразными и неправильными суточными колебаниями. Встречается при ревматизме, гриппе и т. д.;

7) возвратная лихорадка отличается чередованием периодов лихорадки с безлихорадочными периодами. Подъем температуры до 40 °С и более сменяется ее падением через несколько дней до нормальной, которая держится в течение нескольких дней, а затем кривая температуры повторяется. Такой тип лихорадки характерен для возвратного тифа;

8) волнообразной лихорадке свойственны постепенное повышение температуры в течение нескольких дней и постепенное снижение ее до нормы. Затем наступает новое повышение с последующим снижением температуры. Такая температура встречается при лимфогрануломотозе, бруцеллезе.