Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по военной психологии

Cмотрите так же...
Шпаргалки по военной психологии
Периодизация истории военной психологии
Основные задачи военной психологии
Особенности строения нервной системы
Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности
Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности
Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности
Краткая характеристика эмоциональных состояний военнослужащего
Состояние фрустрации
Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих
Понятие о личности в военной психологии
Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего
Прикладной характер военно-психологического понимания личности военнослужащего
Психические свойства личности
Управление психическими состояниями военнослужащих
Психологические методы изучения личности военнослужащего
Основные методы военной психологии
Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива
Социально-психологическая структура воинского коллектива
Роль общественного мнения в воинском коллективе
Традиции - как элемент психологии воинского коллектива
Особенности многонационального воинского коллектива
Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива
Структура конфликтной ситуации воинского коллектива
Пути предотвращения конфликтов в воинском коллективе
Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинском коллективе
All Pages

История зарождения и развития психологических знаний военной психологии.

 

Интерес к солдатской душе выказывали многие видные полководцы начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдат к бою уделяли и русские полководцы.

Особо важное значение сыграли прогрессивные взгляды А.В. Суворова (1730-1800). Суворов обосновал и создал на практике систему психологической подготовки войск. Понимая значение умственного развития воинов, он говорил, что с « солдатом без головы никакой баталии выиграть нельзя».

Ученик Суворова М.И.Кутузов (1745-1813) постоянно претворял в жизнь суворовские идеи о решающей роли человека на войне. На флоте прогрессивные идеи о необходимости морально-психологической подготовки матросов постоянно развивали и пытались воплощать на практике Ф.Ф.Ушаков(1745-1817), М.П.Лазарев (1788-1851), П.С.Нахимов (1802-1855) и др. Так , адмирал П.С.Нахимов говорил, что «матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. Матрос управляет парусами, он же наводить орудие на неприятеля, матрос бросится на абордаж, ежели понадобиться, все сделает матрос…Вот кого нам нужно возвышать.учить,возбуждать в них смелость, геройство…».

Большой вклад в развитие военной психологии во второй половине 19 века внес внес генерал М.И.Драгомиров (1830-1905). Ему принадлежит немало работ по обоснованию психологических путей военного воспитания и обучения солдат.

Но подлинное использование возможностей психологии в интересах военного дела началась лишь в 20 веке. Первая мировая война послужила предпосылкой к прикладному использованию психологических знаний в армии и толчком к дальнейшему развитию практической психологии в целом. В США власти обратились к крупнейшим психологам страны – Э.Торндайку, Р.Йерксу, Г.Уипплу. Психологическая комиссия с их участием решала проблемы применения психологии в военном деле. Под руководством Р.Йерксабылы созданы первые групповые тесты для массовой оценки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: армейский тест «альфа» для грамотных и «бета» для неграмотных.

Первая мировая война послужила толчком для развития военной психологии и в России. Так, в 1897г. В Учебно-воздухоплавательном парке военный врач С.П.Мунт провел первые в России специальные физиологические и психологические исследования о влиянии полетов на воздушных шарах на человека.

Большое участие в развитии психологической мысли в России в 1920-х гг. принял М.В.Фрунзе. В 1924-1925 гг., будучи во главе вооруженных сил, М.В.Фрунзе активно способствовал созданию центральных, окружных и школьных психофизиологических лабораторий, которые положили начало серьезным исследованиям психологии воинской деятельности. Военные психологи занимались исследованием психофизиологических характеристик работы воинов различных специальностей (авиаторов,водителей, пехотинцев, танкистов).

Активная исследовательская и практическая работа в области военной психологии прекратилась в 1937 г., когда психологические и психофизиологические лаборатории

были ликвидированы в ходе разгрома педологии – науки о развитии и воспитании детей, в соответствии со специальным постановлением ЦК ВКПб.

В годы Великой Отечественной войны особое направление деятельности психологов составляли вопросы медико-психологической реабилитации и восстановлении боеспособности и трудоспособности раненых военнослужащих. Существенный вклад в решение данной проблемы внесли советские психологи Б.Г.Ананьев,С.Г.Гнллерштейн,А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.

В послевоенные годы в ряде военно-учебных заведений в 1946-1947 гг. был введен курс военной психологии, что резко активизировало военно-психологические исследования.

В конце 20 – начале 21 в. Россия столкнулась с локальным военным конфликтом на территории Северного Кавказа. Необходимость решения практических задач по повышению деятельности в боевой обстановке и профилактика посттравматических расстройств обусловили активное развитие такого направления военной психологии, как медико-психологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих.

В настоящее время отечественная военная психология продолжает решать проблемы, возникающие под влиянием потребностей войсковой практики, внося ощутимый вклад в повышение боеспособности Вооруженных сил.