Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по военной психологии - Социально-психологическая структура воинского коллектива

Cмотрите так же...
Шпаргалки по военной психологии
Периодизация истории военной психологии
Основные задачи военной психологии
Особенности строения нервной системы
Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности
Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности
Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности
Краткая характеристика эмоциональных состояний военнослужащего
Состояние фрустрации
Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих
Понятие о личности в военной психологии
Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего
Прикладной характер военно-психологического понимания личности военнослужащего
Психические свойства личности
Управление психическими состояниями военнослужащих
Психологические методы изучения личности военнослужащего
Основные методы военной психологии
Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива
Социально-психологическая структура воинского коллектива
Роль общественного мнения в воинском коллективе
Традиции - как элемент психологии воинского коллектива
Особенности многонационального воинского коллектива
Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива
Структура конфликтной ситуации воинского коллектива
Пути предотвращения конфликтов в воинском коллективе
Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинском коллективе
All Pages

Социально-психологическая структура воинского коллектива.

Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива-- тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.

Система межличностных взаимоотношений складывается под влиянием целого комплекса объективных и субъективных условий. К числу объективных условий относятся особенности государственного строя, характер и предназначение коллектива и др. Наряду с объективными условиями известное влияние на формирование межличностных отношений оказывают субъективные, психологические факторы -- зрелые и незрелые взгляды отдельных людей, положительные и отрицательные черты характера и темперамента, уровень культуры и подготовленности офицеров, прапорщиков и сержантов как воспитателей и т. п. Вооруженные силы в соответствии со своим общественным предназначением обладают специфической организацией. Например, служба требует от военнослужащих точного и беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Следовательно, специфика воинской деятельности и организации порождает особую структуру реальных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней чаще всего выделяют следующие подструктуры:

отношения субординации;

отношения координации;

отношения сотрудничества.

Каждая подструктура обладает межличностным психологическим аспектом, оказывающим определенное влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими принятс оценивать их как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый офицер обязан стремиться. К тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.

Уставные взаимоотношения - это отношения, соответствующие требованиям, изложенным в воинских уставах, притом что в уставах, как в документах, регулирующих взаимоотношения военнослужащих, находят свое выражение моральные принципы общества в целом. Но эти принципы одновременно являются и правовыми нормами поведения военнослужащих.

Следует также иметь в виду, что структурные формы отношений между рядовыми военнослужащими разнообразны. Одной из них являются мелкие стихийно складывающиеся группы солдат и матросов. Они, как правило, носят ролевой характер, имеют ведущих и ведомых и различаются по своей направленности. Положительно направленные группы благотворно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в ревностном отношении к службе. Они складываются на основе общих полезных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам, способствуют общему успеху коллектива. Ведущие в них, как правило, превосходят своих ведомых по образованию, по способностям, по каким-либо другим качествам, но не демонстрируют своего превосходства и во всем помогают товарищам. Групповое мнение здесь в основном совпадает с мнением всего коллектива. Мотивом самоутверждения в таких группах, как правило, является достижение определенных результатов в военно-профессиональной деятельности, самообразовании, спорте и т. д.

Психология воинского коллектива.

Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных личностей — членов данного коллектива.

Следует выделять следующие важнейшие компоненты в структуре психологии воинского коллектива:

общественное (коллективное) мнение, коллективные взгляды;

коллективные интересы, потребности, запросы, стремления;

коллективные традиции, привычки, обычаи;

коллективные настроения, социальные чувства, панические проявления;

межличностные взаимоотношения, общение, взаимные оценки, притязания, требования и др.

Руководитель любого ранга должен уметь правильно оценить социально-психологическую характеристику воинского коллектива, т.е. раскрыть содержание структурных компонентов психологии коллектива, выявить его социально-психологические особенности и определить их влияние на выполнение учебно-боевых задач и воинскую дисциплину,

Для этого, во-первых, необходимо проанализировать характер общественного мнения как всего личного состава, так и отдельных категорий военнослужащих — офицеров, прапорщиков, младших командиров, рядового состава; вскрыть, насколько общественное мнение способствует укреплению воинской дисциплины; выявить ядро — носителей здорового общественного мнения; определить наличие других групповых мнений, степень их расхождения с доминирующим в коллективе* их носителей, причины возникновения.

Известно, что каждый воин вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев.

Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово командира, начальника. Чтобы правильно воздействовать на людей, офицер должен избегать опрометчивых суждений и выводов. Психологи рекомендуют: прежде чем произнести вслух какую-либо мысль, офицеру следует тщательно продумать ее, так как она непременно отразится на поведении подчиненных. Убедительность и категоричность слов командира, как свидетельствует практика повседневной жизни, не оставляют тени сомнения в правильности и ясности его позиции, особенно в боевых условиях.

Большего успеха добиваются те командиры и начальники, которые своевременно реагируют на познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной воспитательной работы. Повседневная практика убедительно подтверждает, что, чем выше качество индивидуального воздействия на воина, тем острее его бдительность и действеннее мнение коллектива.

Социально-психологическая характеристика воинского коллектива включает, во-вторых, оценку коллективных положительных настроений, форм их проявления; причин появления отрицательных настроений у подчиненных и их носителей; особенностей их влияния на выполнение служебно-боевых задач.

Коллективные настроения, социальные переживания — важный компонент структуры психологии воинского коллектива. Это совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходных эмоциональных состояний, овладевших на какое-то время всем воинским коллективом или его частью и влияющих на его жизнь и деятельность.

Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение военнослужащих, отражаются на уровне воинской дисциплины и организованности, на эффективности их ратного труда. При этом одно коллективное настроение ("мажорное") способствует успеху деятельности воинского коллектива — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема; другое ("минорное"), напротив, резко снижает возможности коллектива — состояние упадка, неверие в свои силы, товарищей, боевую технику и оружие, общее уныние, подавленность.