Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива.
Ценностно-ориентационное единство может быть качественно и количественно оценено с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно бытовой сферах.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Офицер может с помощью таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения, которая будет тщательно анализировать настроения личного состава, сближаться с теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, тем самым, обеспечивая эмоциональный подъем всего коллектива.
Социально-психологические предпосылки возникновения межличностных конфликтов в воинском коллективе.
Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего и военно-социальной группы. В этом случае признаками трудной ситуации выступают:
- осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
- состояние психической напряженности как реакции личности на трудность, преодоление которой значимо для нее;
- заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности» и др.
Анализ представленных трудностей позволяет выделить их основные виды:
- ситуация деятельности,
- ситуация социального взаимодействия
- ситуация внутриличностного плана.
В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:
1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, взаимодействия и внутренние затруднения);
2) трудность как непосредственная угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия, внутриличностные конфликты);
3) трудности как реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
В трудной (проблемной) ситуации деятельности военнослужащего противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.
Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей военнослужащего и его эмоциональной устойчивости. В свою очередь критические ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.
Проблемная ситуация взаимодействия характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. В этом случае межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. В этом случае высока вероятность перерастания сложившейся ситуации в конфликт.
Для конфликтной ситуации взаимодействия свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
Внутриличностные трудности (проблемы) - относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Они представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствие решения проблемы. При этом внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия военнослужащим значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.
Военная психология исходит из того, что внутриличностные (жизненные) конфликты выступают как особые относительно положительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями.
Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы, обусловливающие формирование внутриличностных конфликтов. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельностному критерию (кризис операциональной стороны жизнедеятельности: «не знаю, как жить дальше»; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: «не знаю, для чего жить дальше»; кризис смысловой стороны: «не знаю, зачем вообще жить дальше»). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели.
Причины конфликтов в воинском коллективе.
Межличностные конфликты во взаимоотношениях офицеров имеют две группы причин: объективные и субъективные. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки - объективного компонента предконфликтной ситуации. Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуально-психологическими особенностями офицеров, которые приводят к выбору ими конфликтного, а не иного способа разрешения возникшего объективного противоречия.
К числу основных объективных причин, приводящих к возникновению конфликтов, относятся естественное столкновение интересов офицеров в процессе их жизнедеятельности, слабая разработанность нормативных процедур разрешения типичных межличностных противоречий, недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности офицеров материальных и духовных благ и др. Причины организационно-управленческого характера включают:
· структурно-организационные;
· функционально-организационные;
· личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
Типичными социально-психологическими причинами межличностных конфликтов являются: возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное статусное взаимодействие диады офицеров, нарушение баланса взаимных услуг и взаимозависимости офицеров, непонимание того, что расхождения в оценке сложных явлений естественны и, как правило, не требуют конфликтного разрешения, различные подходы к оценке результатов деятельности и др. Общей психологической причиной межличностных конфликтов является оценка поведения партнера по социальному взаимодействию как недопустимого и решение скорректировать его путем конфликта.