Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности
Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.
Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.
Характеризуя чувства человека, следует обратить внимание и на его умения владеть собой, управлять своими чувствами, переживаниями.
Психологические условия воспитания высших чувств у военнослужащих.
1. вызов и подержания эмоциональных состояний, сценически воздействующих на поведение и боевую деятельность в различных ситуациях;
2. создания возможностей для реального проявления высоких чувств в повседневной учебной и боевой деятельности военнослужащих и подразделений;
3. обеспечение внимательных и уважительных взаимоотношений между начальниками и подчиненными, основанные на принципах гуманизма, коллективизма и субординации;
4. развитие товарищеских и дружеских взаимоотношений между военнослужащими, здорового морального и психологического климата в коллективе подразделения;
5. оживление опыта эмоционально-волевого поведения, накопленного в предыдущих условиях служебной деятельности;
6. обеспечение уверенности спокойствия в действиях и деятельности командиров и начальников перед выполнением боевой задачи и непосредственно в бою;
7. поддержание бесперебойной связи и личных контактов с подчиненными и воинскими коллективами подразделений, выполняющих боевую задачу в активных условиях;
8. обработка до автоматизма всех элементов предстоящей боевой деятельности в обстановке, максимально приближенной к боевой;
9. решительное своевременное пресечение и организованность, расхлябанности, распространение слухов и паники и др.
Воспитание чувств у личного состава идет по следующим путям:
- вооружение военнослужащих твердыми знаниями, которое обеспечит победу в бою и являются залогом быстрого восстановления уровня чувств и психологической устойчивости, способствующих творческому ведению боя;
- тренировка чувств доведения их до полного накала в ситуациях учебной деятельности, приближенной к боевым.
. Одним из путей развития эмоций и чувств проявляется самовоспитание, работа над собой. Правильная оценка своих поступков, Желание стать лучше благоприятнее сказываются на повышении чувства долга, чести, личного достоинства, чувство коллективизма.