Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по военной психологии - Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих

Cмотрите так же...
Шпаргалки по военной психологии
Периодизация истории военной психологии
Основные задачи военной психологии
Особенности строения нервной системы
Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности
Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности
Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности
Краткая характеристика эмоциональных состояний военнослужащего
Состояние фрустрации
Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих
Понятие о личности в военной психологии
Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего
Прикладной характер военно-психологического понимания личности военнослужащего
Психические свойства личности
Управление психическими состояниями военнослужащих
Психологические методы изучения личности военнослужащего
Основные методы военной психологии
Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива
Социально-психологическая структура воинского коллектива
Роль общественного мнения в воинском коллективе
Традиции - как элемент психологии воинского коллектива
Особенности многонационального воинского коллектива
Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива
Структура конфликтной ситуации воинского коллектива
Пути предотвращения конфликтов в воинском коллективе
Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинском коллективе
All Pages

 

 Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих

ВОЛЯ – это процесс сознательного действия в соответствии с поставленной целью ее достижения при преодолении трудностей различного порядка. Именно с помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля постоянно проявляется в повседневной жизни человека, но особенно ярко она проявляется в сложных и ответственных ситуациях.

Как и вся психика человека, воля – функция человека и его мозга в первую очередь. Волевой акт есть результат взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Именно это и составляет физиологическую основу всего волевого поведения человека. Ведущая роль при этом принадлежит второй сигнальной системе.

Следовательно, специфика волевого психологического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех сил и возможностей данной личности для достижения цели. В этих действиях личности различают простые и сложные волевые акты:

1. Простой волевой акт имеет две стадии: побуждение к действию и само действие.

2. Сложный волевой акт имеет несколько этапов:

а) подготовительный – на котором происходят возникновения побуждения и постановка цели; сознание ряда возможностей достичь цели; появление мотивов и борьбы их; окончательный выбор мотива действия и определение путей достижения целей.

б) этап практического действия – исполнение принятого решения.

в) заключительный этап – характеризуется подведением итогов сделанного, анализом положительных и отрицательных мотивов в работе, накоплением опыта.

3. Особо сложный волевой акт совершается в предельно сжатые сроки при мобилизации всех сил личности. Стадии волевого акта стираются и он становится единым, мгновенным.

 

Характеристика основных волевых качеств военнослужащих и пути их формирования.

Говоря о воле, мы выделили условия ее развития – необходимость все время что-то преодолевать, бороться с какими то трудностями. В их преодолении формируются те качества, которые характеризуют волю. Таких волевых качеств много, но рассмотрим некоторые из них, имеющие особое значение в воинской деятельности.

1. Целеустремленность – качество, выражающее способность воина подчинить свои поступки определенным целям и следовать им.

2. Решительность – качество, выражающее способность человека своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению.

Дисциплинированность – качество, выражающее способность человека строго и точно следовать требованиям уставов, нормам морали и ценностям общежития. Дисциплина и дисциплинированность это требования и степень усвоения человеком, следования им, ставшее его качеством.

Самообладание – качество, выражающее способность человека сдерживать физическую и психологическую активность, мешающую достижения целей. Самообладание – это выдержка проявляется, как правило, в сложной ситуации, особенно в бою. Выдержки противопоставляется невыдержанность – неумение человека управлять собой в сложных условиях. Она причина всех конфликтов, предпосылка утраты авторитета.

Инициативность – качество, раскрывающее способность и умение человека проявить творчество и самостоятельность при выполнении задач. Инициативность человека противостоит бездушию, инертности, безразличию.

Смелость – качество, характеризующее способность воина выполнить новые и трудные дела, исход которых не всегда ясен, например: поднять в атаку ( могут и убить), взять на себя ответственность и проявить смелость, противостоять трусости – (как бы чего не вышло).

Храбрость – качество, выражающее способность человека выполнить задачу в обстановке, непосредственно опасно для жизни.

Мужество – качество, раскрывающее способность человека не терять присутствие духа и вести себя с достоинством и честью в любой даже смертельно опасной обстановке.

Стойкость – качество, выражающее способность человека проявить моральную и физическую выносливость, бодрость духа. Стойкость проявляется только в борьбе с трудностями.

Энергичность и настойчивость – качества раскрывающее способность человека к длительному и неослабленному направлению энергии.

Исполнительность – качество, выражающее способность человека быть активным, старательным, систематически и своевременно исполнять распоряжения, приказы и т.д. Самостоятельность – качество, раскрывающее способность человека быть уверенным в своих силах, критически оценивать достигнутое, взять на себя ответственность за принятое решение.

Эти и другие качества выступают во взаимной связи, дополнения и усилия друг друга.

Как же формировать у военнослужащего сильную волю? Какие для этого существуют пути? Мировоззрение, убежденность – основа морально-воспитательной воли:

- развитие политического сознания воинов;

- накопления опыта волевого поведения;

- обеспечение преемственности трудностей и постепенное их наращивание позволяет укреплять волю;

- учет психологических трудностей и особенностей личностей воспитание у нее волевых качеств;

- самопознание воинов самого себя. Ибо с этого начинается самовоспитание. Но познание должно быть честным: что есть положительного и что есть отрицательного. На этой основе составляется план самостоятельной работы над собой;

- использование коллектива воспитание волевых качеств;

- создание обстановки, где присутствует опасность и риск.

Воспитание и закалка воли опирается на развитие у подчиненных мышления, а также таких качеств, как находчивость, сообразительность, умение оценивать обстановку и правильно принимать решения, использовать для достижения поставленной задачи создавшиеся условия и все необходимые средства.