Психические свойства личности и их учет в обучении и воспитании военнослужащих.
В работе с подчиненными необходимо учитывать их темперамент, характеризующий интенсивность протекания психологических процессов. Он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы и выражает ее особенности, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения. Сангвиник - стремится к частой смене обстановки и впечатлений. Легко переживает неудачи. Отзывчив, активен и адаптивен.
Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.
Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.
При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.
Воспитательное воздействие на подчиненного не достигает цели, если начнется с критики, с негативной оценки военнослужащего. Где критика, там может быть и брань, унижение личности, что почти всегда мобилизует защитное поведение человека, заставляет его сопротивляться всякому воздействию. Воспитание не борьба, а совместная работа младшего командира и подчиненного. Индивидуально-воспитательную работу лучше проводить наедине, без посторонних.
Если внимательно посмотреть на мировой и отечественный опыт применения методов воздействия на сознание военного человека, то условно их можно разделить на 4 группы.
1. Жесткая требовательность (метод принуждения).
2. Повышение материального уровня жизни военнослужащих (метод стимулирования).
3. Мощное воспитательное (идеологическое, религиозное) воздействие (метод убеждения).
4. Комплексное применение вышеперечисленных методов.
При этом более предпочтительным и эффективным является комплексный подход к решению данной проблемы.
Воспитание - это, прежде всего, процесс управления, который осуществляется с помощью определенных средств. Какими же средствами должен владеть младший командир для осуществления воспитательного воздействия на подчиненных?
По мнению некоторых ученых, их можно объединить в 8 групп, различающихся по силе и эффективности воздействия. Три группы этого перечня условно можно отнести к материальным, а пять к информационным.
В число материальных средств воспитания человека входят (в порядке убывания по силе и эффективности воздействия):
1. Финансовые, экономические;
2. Биологические;
3. Грубое физическое воздействие.
В число информационных групп воспитания человека входят (в порядке убывания по силе и эффективности воздействия):
1. Информация мировоззренческого характера: методология, философские идеи общего плана;
2. Информация исторического и фактологического характера;
3. Идеология (религиозные, философские, социологические и политические концепции);
4. Искусство, традиции, ритуалы;
5. Система развлечения и досуга. Очевидно, что информационное воздействие по своему статусу выше, и оно гораздо эффективнее по сравнению с воздействием материальным. Оно имеет колоссальное значение - ведь с его помощью производится бесструктурное скрытое управление людьми.
Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.