Психологические методы изучения личности военнослужащего.
Для изучения индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащих в последние годы применяется система психолого-педагогических методов, которую условно можно объединить в три группы:1. Всеобщий (диалектический) метод. 2. Общие методы: наблюдение, познавательная (диагностическая) беседа, анкетирование, анализ документов и результатов деятельности, а также анкетирование, изучение независимых характеристик, биографический и другие.3. Специальные (частные) методы: тестирование, опрос, частично социометрический метод и другие.Профессиональная деятельность офицера подразделения (группы, расчета, боевой части и т.д.) также свою специфику, что и определяет выбор из предложенной системы тех из методов, применение которых не только доступно, но и рационально в работе по изучению подчиненных. К ним, прежде всего, относятся методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы, опроса, анализа документов и результатов деятельности военнослужащих. Рассмотрим основное содержание перечисленных методов и некоторые методические рекомендации по их применению в служебной и профессиональной деятельности офицера ВМФ.
Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения
Индивидуальная беседа предусматривает достижение как диагностической (познавательной), так и воспитательной целей. Обе они достигаются одновременно и разделять их неправомерно. В противном случае диагностическая беседа может вылиться в допрос, а воспитательная - в голое назидание.С точки зрения отечественной психологии и педагогики, индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуальных особенностей личности военнослужащего на основе анализа содержания его устных ответов на заранее определенный перечень вопросов. Как показывает анализ, это один из доступных, важных и наиболее действенных методов изучения военнослужащего. В ее ходе офицер имеет возможность не только глубже познать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на овладение своей специальностью, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.Каждая индивидуальная беседа требует специальной предварительной подготовки: ознакомления с содержанием личного дела; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана проведения беседы, вопросов и методики ее проведения (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие воспитателя вопросы и т.д.).
Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым военнослужащим (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей
Психологические методы изучения воинского коллектива.
Воинские уставы требуют от командиров и начальников постоянно изучать морально-психологический климат и принимать меры к его оптимизации. Прежде всего рассмотрим, какими методами возможно ИЗУЧЕНИЕ морально-психологического климата.
Первым (и главным) методом является наблюдение. Но наблюдение как метод научного исследования отличается от наблюдения в бытовом, обычном смысле этого слова. Прежде всего научное наблюдение предполагает целенаправленность. Применительно к морально-психологическому климату перед наблюдением стоят цели узнать: какие ценности распространены в коллективе, насколько они являются общими для всех военнослужащих, какое преобладает настроение во время групповой деятельности, как оно сказывается на результатах деятельности, каково взаимодействие членов коллектива при решении служебных и бытовых вопросов, комфортно ли чувствует себя каждый военнослужащий в коллективе. Вторым признаком научного наблюдения выступает наличие конкретных критериев для наблюдения. Критерии должны быть максимально объективны (это не некие «ощущения», а факты) и иметь количественное выражение. Например, частота конфликтов, количество взысканий, жалоб, нецензурных выражений, насмешек, улыбок, инициативных предложений, критических замечаний, фактов взаимопомощи и т.д. - все это может охарактеризовать морально-психологический климат подразделения. В-третьих, научное наблюдение характеризуется систематичностью и фиксацией результатов.
Для исследования морально-психологического климата можно, например, использовать методику, разработанную американским психологом Робертом Бейлзом. Применять такую методику рекомендуется для наблюдения за членами коллектива в ходе служебных совещаний, собраний личного состава, разбора результатов полетов, учений, спортивных состязаний и т.д. Особенно интересно сравнить результаты наблюдений в нескольких подразделениях.
Следующим, часто используемым методом является экспертный опрос. Он проводится также по определенным критериям (сплоченность, дружелюбность, конфликтность, требовательность друг к другу, свобода выражения своего мнения и т.д.), только оценивает их применительно к данному конкретному коллективу эксперт - человек, который хорошо знает состояние дел, обстановку в подразделении. Эксперт, отвечая на специально подготовленные вопросы, выражает свое собственное, субъективное мнение. Однако если опросить несколько экспертов (не менее 3), в качестве которых подобраны люди достаточно компетентные, и если им предложены четкие, недвусмысленные вопросы - результаты будут вполне объективные. Мерой объективности может служить согласие оценок различных экспертов между собой. В качестве экспертов для оценки морально психологического климата взвода чаще всего привлекают командира роты, заместителей командира роты, старшину роты, офицеров управления батальона.
Опросы как метод изучения морально психологического климата используются часто и давно. Обычно опрос проводится в письменной форме и заключается в ответах военнослужащих на несколько вопросов анкеты, касающихся жизни подразделения (части). Анонимное анкетирование предпочтительнее ввиду большей объективности результатов. Кроме того, вопросы анкеты должны быть краткими, не допускающими многозначного толкования или скрытого влияния на мнение респондента. Очень важна обстановка, в которой проводится анкетирование. Если у военнослужащих нет доверия к лицу, проводящему опрос, или заинтересованности отвечать искренне - результаты будут недостоверными.
Другой доступный метод, к сожалению, используемый весьма поверхностно, предполагает анализ документов и статистических данных о травмах, грубых нарушениях дисциплины, преступлениях, жалобах, обращениях за медпомощью, тематике обращений по личным вопросам к командованию части, рапортах на увольнение и т.д. Этот метод способен дать верные сведения, если учитывать не сами факты, а их динамику во времени, в сопоставлении разных подразделений и частей, искать не только внутренние, но и внеш причины (климатические, экономико-политические, организационные). Важным усл-ем дан метода явл-ся уверен-ть в полноте и достов-ти имеющихся данных.
Используются для изучения морально-психологического климата и специальные методики: социометрия, модульный социотест А.Я. Анцупова, различные психологические опросники. В ряде воинских частей высокую эффек-ть, в изучении морально-психолог климата показали ящики обратной связи, переписка с родителями военносл-х, работа в частях представителей комитетов солдат матерей и др