Роль общественного мнения в воинском коллективе.
Идеологические установки коллектива оказывают определяющее влияние на формирование общественного мнения, настроений и взаимоотношений в нем, которые в совокупности составляют социально-психологический климат. От них зависит его дееспособность. Истоки здоровых мнений, настроений, взаимоотношений в воинских коллективах следует искать в уровне воспитательной работы проводимой в школе. Военрук должен располагать определенной информацией о природе структурных компонентов психологии коллектива.
Общественное мнение, являясь системой рационально - оценочных, разделяемых членами коллектива, обладает нормативным влиянием и значительной побудительной силой. Достоверность, гласность , эмоциональность, непрерывность, требовательность общественного мнения стали воздействовать на ум, чувства и на волю каждого (привести пример)
Военрук в интересах сплочения коллектива, повышения воспитательных сил его социально-психологического климата, всегда стремиться к тому что бы общественное мнение было идеологически и нравственно выдержанным. Что бы направить процесс формирования общественного мнения по нулевому руслу, военрук опирается на свою убежденность, знание своего дела.
Настроения являются эмоционально-оценочными групповыми реакциями коллектива на поведение людей, события, явления, факты. Благоприятные общие настроения коллектива побуждают у воинов или учащихся рабочую энергию, повышает их активность, а так же оказывается и на их настроения. По этом у военрук словом, личным примером всегда стремится поддерживать у подчиненных, учеников высокий эмоциональный настрой, старается не допускать возникновения пассивных настроений.
Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочение имеют традиции. Каждый воин вступив в воинский коллектив, становится наследников и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сферах появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующие и воспитывающее влияние всегда огромное. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава , его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.
Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых по тому , что в них зафиксирован характер объективных , социально обусловленных межличностных связей ( привести пример).
В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, психологические отношения.
Служебно и общественно-политические отношения - основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина и волевой мобилизации; самоконтролью в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.
Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.
Основные особенности взаимоотношений в воинском коллективе.
1. Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов РУз и уставов
2. Познавательные связанны с процессом относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части , ее традиций.
3. Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма , обиды, подавленности.
Первое способствует созданию принятых норм взаимоотношений, вторые приводят к их нарушению ( привести пример) .
В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.
Условий формирования уставных взаимоотношений много. К числу основных относятся:
- активная, умело организованная работа, направленная на идейно-нравственное воспитание воинов, учащихся;
- целенаправленная, разъяснительная работа, вооружающая воинов нравственным пониманием принципов уставных взаимоотношений, их реализации в конкретных условиях;
- практическая организация жизни и деятельности личного состава в строгом соответствии уставов;
- индивидуальный и дифференцированный подход к воинам, учащимся, учет особенностей каждой категории людей
Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.
В числе социально психологических явлений, управление которыми служат сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.
Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д
Значение коллективного мнения в жизни и деятельности
В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.
Диффузное мнение — это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.
Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативные последствия, конфликт.
Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.
Процесс формирования коллективного мнения можно наблюдать в различных формах общения воинов: в ходе собрания, в товарищеской беседе во время отдыха, при обсуждении кинофильмов, книг, материалов печати. Участвуя в этих формах общения, наблюдая за тем, как достигается согласие позиций и взглядов по вопросам, волнующим личный состав, как преодолеваются расхождения, командиры делают выводы о существенных морально-психологических особенностях коллектива.
Во взаимодействии с коллективом личность предстает саморегулирующейся системой в социальной среде. С этой точки зрения коллективное мнение можно рассматривать как канал обратной связи, как важнейший для личности источник социально-психологической информации о непосредственном окружении. Оно информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей и, таким образом, способствует принятию адекватных решений. Более того, группа сама осуществляет по отношению к личности определенные социальные санкции. Она непрерывно сопоставляет поведение каждого своего члена с системой норм, существующей внутри этой группы, а результаты выражаются в особенностях отношения к этому человеку в коллективе, которые могут отражать одобрение и похвалу или, наоборот, осуждение.
Следует отметить, что коллективное мнение -- явление не только многоплановое, но и весьма динамичное. В динамике становления и развития общественного мнения различают ряд степеней.
Формированию правильного общественного мнения способствуют позитивные традиции и настроения, существующие в воинском коллективе.