Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по военной психологии - Структура конфликтной ситуации воинского коллектива

Cмотрите так же...
Шпаргалки по военной психологии
Периодизация истории военной психологии
Основные задачи военной психологии
Особенности строения нервной системы
Понятие о психических познавательных процессах в условиях воинской деятельности
Эмоции и чувства в условиях воинской деятельности
Особенности моральных чувств в условиях воинской деятельности
Краткая характеристика эмоциональных состояний военнослужащего
Состояние фрустрации
Воля и эмоционально-волевая устойчивость военнослужащих
Понятие о личности в военной психологии
Роль наследственности и среды в развитии личности военнослужащего
Прикладной характер военно-психологического понимания личности военнослужащего
Психические свойства личности
Управление психическими состояниями военнослужащих
Психологические методы изучения личности военнослужащего
Основные методы военной психологии
Применение социометрического метода при изучении воинского коллектива
Социально-психологическая структура воинского коллектива
Роль общественного мнения в воинском коллективе
Традиции - как элемент психологии воинского коллектива
Особенности многонационального воинского коллектива
Психолого-педагогические аспекты по сплочению воинского коллектива
Структура конфликтной ситуации воинского коллектива
Пути предотвращения конфликтов в воинском коллективе
Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинском коллективе
All Pages

Структура конфликтной ситуации воинского коллектива (схематично).

Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях.

Конфликт в воинском коллектива - это наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии военнослужащих и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу (схема 1).

Исследования военных психологов показывают, что в подразделении, насчитывающем 50 - 70 военнослужащих, могут ежедневно происходить до 10 конфликтов различного уровня. Поэтому если не управлять ими, есть риск получить негативный результат.

Существует также понятие «конфликтная ситуация», означающее фрагмент конфликта. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации, где обычно выделяют несколько основных элементов.

Сам объект конфликта рассматривается как его реальная причина. Им может быть материальная (ресурс), социальная (власть в воинском коллективе) или духовная (идея, норма, принцип, обычай) ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие. Как правило, объект конфликта находится на пересечении личных, групповых интересов военнослужащих.

Существует также предмет конфликта. Его можно свести к объективно существующей или воображаемой проблеме, лежащей в основе конфликта. Это противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Например, с одной стороны, может выступить желание «поставить на место» соперника, что порой приводит к его унижению, а с другой - стремление сохранить чувство собственного достоинства. Борьба отражает стремление сторон разрешить противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Однако проблема остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта - в данном случае военнослужащие. Их степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния, выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликта, или противоборствующие силы, - это те субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. В ряде случаев используется такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает «возражающий, противник в споре».

Нельзя забывать, что любые конфликты между военнослужащими - это события, происходящие в социальной среде. Практически всегда за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Из них формируются группы поддержки, которые с той или иной долей активности влияют на ситуацию.

Если влияние групп поддержки практически постоянно, то существуют военнослужащие и микрогруппы, оказывающие эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Среди них могут быть фигуры подстрекателя, организатора и др.

К числу ключевых элементов конфликтной ситуации должна быть отнесена информационная модель происходящих событий, складывающаяся у ее участников. Дело здесь заключается в том, что как бы ни стремились к объективности военнослужащие-оппоненты в оценке фактов и событий, эта оценка будет реализована исходя из интересов, ценностей, установок и т.п., присущих индивидуально каждому из них. Степень расхождения этих оценок может быть велика, но именно индивидуальные представления станут источником в принятии решения о последующих действиях.

Индивидуальный стиль действий военнослужащего накладывает неизгладимый отпечаток на характер течения конфликта.

Наконец, микро- и макросреда, в которой находятся и действуют военнослужащие-оппоненты. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид, их нормы и традиции.

Пути выявления возможных конфликтов в воинском коллективе.

Важным направлением деятельности офицеров по управлению конфликтами как социально-психологическими явлениями является их предупреждение. Работа офицеров-руководителей по предупреждению конфликтов может идти по двум основным направлениям: создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; обучение офицеров способам предупреждения и конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций.

К числу объективных предпосылок, способствующих профилактике деструктивных конфликтов, можно отнести:

· создание благоприятных условий для жизнедеятельности офицеров и воинских коллективов (материальная обеспеченность семьи, возможности для самореализации, здоровье офицера, наличие полноценного времени для отдыха и т.п.);

· справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ в воинском коллективе;

· разработку нормативных процедур разрешения типичных проблемных ситуаций социального взаимодействия и предконфликтных ситуаций;

· экологически нормальную среду, окружающую офицера.

Типичными субъективными предпосылками предупреждения конфликтов являются: поддержание в ходе взаимодействия баланса статусов, взаимозависимости в решениях и действиях, взаимных услуг; умение определить, что общение стало предконфликтным и вернуться из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию; способность офицера к децентрации; снижение своей собственной относительно устойчивой тревожности и агрессивности; умение управлять своим текущим психическим состоянием; терпимость к тому, что способности сослуживцев к различным видам деятельности различны; понимание того, что нельзя быстро, значительно, путем прямых воздействий перевоспитать офицера и др.