Общая характеристика составляющих туристской индустрии.
Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Помимо этих предприятий обслуживанием туристов занимаются и те организации, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Это рент-кар - предприятия по прокату легковых автомобилей; автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов; таксопарки; рестораны; кафе; индустрия развлечений - спортклубы, музеи, театры и кинотеатры, зоопарки, казино, выставочные и конгресс-залы и т.д.
Рассмотрим подробнее составляющие туристской индустрии.
Гостиничная индустрия является основой системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации и истории человечества - уважения гостя, торжества его приема и обслуживания. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения. К коллективным средствам размещения туристов относятся гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов. Гостиницы - главный классический тип предприятий размещения туристов.
Деятельность гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. Предприятие питания - предприятие индустрии гостеприимства, специализирующееся на приготовлении блюд и напитков, обслуживании и предоставлении пищи гостям. Целью работы предприятий питания является удовлетворение потребностей человека в пище. Система общественного питания образуется ресторанами различной классности, барами, кафе и столовыми, пунктами быстрого питания и самообслуживания, удовлетворяющими потребности посетителей туристского центра или региона.
Инфраструктура туроперейтинга представлена организаторами туризма, к которым относятся два вида предприятий сферы туризма: туроператор и турагент (подробнее о них – см. вопрос 41)
Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. Транспортная инфраструктура туризма - транспортные организации, занимающиеся туристскими перевозками. Система перевозок, исключая пешее перемещение туристов, определяется уровнем технического прогресса и стабильно формируется на основе использования:
· животных - слонов, верблюдов, лошадей , ослов, собак;
· наземных механических средств передвижения - велосипед, автомобиль, автобус, железная дорога;
· воздушных средств передвижения.
Индустрия развлечений. Чаще всего развлечения построены на организации экскурсий на объекты туристского интереса - музеи, исторические памятники, обзорные экскурсии по городу или местности, наблюдение природных явлений или красивых ландшафтов, иные познавательные или развлекательные мероприятия (посещение магазинов и игорных заведений).
Информационная инфраструктура - системы бронирования и резервирования мест, информационные и рекламные службы. Информационные услуги необходимы как туристам, так и организаторам туризма.
Кроме того, составляющими индустрии туризма являются:
· учебная инфраструктура туризма - учебные заведения по подготовке и повышению квалификации специалистов туристской индустрии;
· органы управления туризмом - государственные учреждения, в функции которых входит управление развитием туризма в стране и регионах;
· научная инфраструктура туризма - научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма; предприятия по производству товаров туристского спроса;
· торговая инфраструктура туризма - предприятия розничной торговли по продаже товаров туристского спроса;
· инфраструктура производственная - комплекс действующих сооружений, зданий, сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производства туристских услуг, - транспорт, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения и пр.