Организация управления туристским комплексом в России.
Сложившаяся к настоящему времени система организации управления туристским комплексом отражает происходящий в России процесс перехода от сверх централизованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности.
Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любой организации независимо от формы собственности.
Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. В настоящее время среди участников туристской деятельности, наряду с государственными организациями, действуют акционерные предприятия, ассоциации, концерны, консорциумы, создаются совместные предприятия (СП) с участием иностранных партнеров на территории России, осуществляется туристская деятельность российских предприятий за рубежом. В основу их работы положено законодательство по совместному предпринимательству и привлечению иностранного капитала, по валютному регулированию, по таможенному регулированию и ряд других законодательных актов.
Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический (см. рисунок).
Рис. Управление туристским комплексом
При Президенте России создан координационный Совет по туризму, решения которого носят рекомендательный характер, а вся его деятельность осуществляется на общественных началах.
В Государственной Думе существует Комитет по туризму и спорту с правом законодательной инициативы. Общее руководство туристским комплексом осуществляет Правительство РФ, в котором создано Министерство по спорту и туризму, а в Правительстве Москвы — Комитет по туризму.
Важные функции выполняют центральные экономические ведомства страны. Так, Министерство экономики РФ разрабатывает и подготавливает с участием заинтересованных министерств и ведомств предложения по межправительственным договорам, регулирующим деятельность туристских организаций, участвует в разработке валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, а также направлений использования централизованных валютных ресурсов.
Функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области туриндустрии, выполняют такие ведомства, как Государственный таможенный комитет (ГТК), Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР) и Министерство РФ по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ.
Существенную роль в регулировании турбизнеса играют Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, издают нормативные документы по этим вопросам.
Министерство по спорту и туризму занимается координацией развития отрасли в соответствии с государственной политикой и рассматривает стратегические вопросы развития туризма в России.
К основным функциям Министерства по спорту и туризму относятся:
- участие в разработке предложений по формированию концепции государственной программы развития туризма;
- выделение приоритетных направлений развития туризма, исходя из потребностей различных социально-демографических групп населения; повышение качества обслуживания туристов на основе внедрения программно-целевых методов управления качеством и системы стандартизации;
- подготовка предложений по совершенствованию структуры материальной базы туризма;
- участие в осуществлении контроля в целях защиты государственных интересов РФ;
- разработка с участием заинтересованных министерств и ведомств проектов, законодательных и иных нормативных актов в области туризма;
- участие в работе по привлечению государственных, банковских и коммерческих кредитов;
- создание экономико-правовых условий для развития национального туристского бизнеса.