Этапы подготовки экскурсии.
Методика экскурсионной деятельности имеет 2 уровня:
· Подготовка экскурсии
· Проведение экскурсии
Подготовка экскурсии подразумевает разработку новой темы экскурсии, обусловленной запросами и потребностями потенциальных клиентов туристского предприятия с учетом ресурсов определенного региона.
Географическая и историко-культурологическая характеристика региона основывается на следующих показателях:
· Описание местоположения, природных территорий
· Климатология за последние 5 лет
o температура воздуха по месяцам
o статистика солнечных и пасмурных дней
o влажность
o кол-во осадков
o вегетационный период
· Особенности природы и природопользования:
o Полезные ископаемые и их хозяйственное использование
o Лесные и водные ресурсы региона
o Ландшафты
o Заповедники, заказники, охраняемые территории
o Характер землепользования, почв, хозяйственной деятельности
o Животный и растительный мир, наличие редких видов
o Ботанические памятники природы
o Санаторно-курортные зоны
o Зоны отдыха, экологическая обстановка
· Особенности населения, уровень развития культуры и искусства
o История региона, важнейшие события
o Населенные пункты, уровень жизни
o Культурология территории (язык, традиции, праздники)
o Народные промыслы
o Достопримечательности
o Выдающиеся личности, которые жили/живут на территории региона
Для подготовки экскурсии желательно создание творческой группы из экскурсовода и специалистов в различных областях науки и культуры.
Тема – определяющий параметр каждой экскурсии. Совокупность тем образует тематики. главными требованиями для тематики являются:
· Актуальность
· Значительность
· Разносторонность
· Связь с современностью
Процесс подготовки экскурсии состоит из следующих этапов:
1. Выбор темы: Тему экскурсии не следует отождествлять с ее названием. В зависимости от состава и задач группы одна и та же экскурсия может иметь несколько названий.
2. Определение ее цели и задач.
· Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей стране
· Интернациональное воспитание, формирование уважения к другим народам
· Трудовое воспитание
· Эстетическое и др. воспитание
3. Подбор литературных источников
4. Определение и изучение других источников информации
5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
· Осмотр тематико-экспозиционного плана
· Изучение экспонатов
· Знакомство с предметами, документами и другими объектами фондов музея
6. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Продолжительность городской экскурсии – 2-3 академических часа, используется 15-20 объектов. Тематическая экскурсия – не более 10 объектов. Критерии отбора в случае большого выбора объектов:
a. сохранность
b. познавательная ценность
c. информативность
d. функциональное назначение
e. известность, популярность
f. необычность, экзотичность, неповторимость
g. выразительность
h. доступность
7. Разработка маршрута экскурсии. Последовательность построения маршрута определяется: темой экскурсии, местом расположения объекта. Экскурсионные маршруты разрабатываются в соответствии с такими принципами, как хронологический, тематический, комплексный (тематико-хронологический). Хронологический принцип требует показа объектов с момента их возникновения. Важен для объектов исторической, литературно-географической тематики. Большинство экскурсий строится по тематическому принципу (культурное наследие). Комплексный принцип определяет обзорные экскурсии, определяя последовательность подачи подтем.
8. Объезд/обход маршрута (уточнение пути следования). После обхода составляется уточненная схема маршрута, вычерченная на отдельном листе, где указывается путь следования группы, начало и конец маршрута, объекта показа, остановки, места выхода к объектам.
9. Создание контрольного текста экскурсии – материала экскурсии, который тщательно подобран, выверен и изучен по источникам, который раскрывает все подтемы, содержит факты и события, характеризующие основные события каждой из подтем. Объем рукописи – до 60 печатных страниц для экскурсии на 3-4 часа
10. Отбор дополнительного наглядного материала
11. Выбор методических приемов
12. Составление технологической карты экскурсии
13. Формирование индивидуального текста экскурсовода - На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст – материал экскурсии, по содержанию повторяющий контрольный.
14. Получение заключения о тексте и технологической карте экскурсии
15. Проведение пробной экскурсии
16. Подтверждение и утверждение экскурсии