Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, её местоположением, спецификой обслуживания и др факторами. Хотя, в любой гостинице есть следующие основные службы:
-служба приёма и размещения (СПиР);
-служба содержания помещений (ССП) или (Housekeeping);
-служба общественного питания;
-отдел бронироваия;
- административная служба;
- инженерно-техническая служба;
- дополнительные и вспомогательные службы.
Служба приёма и размещения выполняет функции бронирования, приёма, регистрации и размещения гостей, выписки из гостиницы, расчётов с клиентами, ведёт учёт занятости и эксплуатации номерного фонда гостиницы. Основной технологией этой службы является работа с информацией, которая направляется по 2-м каналам - к гостям и в администрацию. Тоже случается обмен информацией с соответствующими подразделениями гостиницы о занятости номерного фонда, его освобождении, составе гостей по целям приезда и т. п. Служба возглавляется зам. директора по размещению, а в гостиницах с крупным объектом обслуживания есть должность начальника службы приёма.
Служба содержания помещений обеспечивает обслуживание туристов в номерах, поддерживает нужное санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровень комфорта в жилых помещениях занимается оказыванием бытовых услуг гостям. Возглавляется зам. директора по использования или начальником поэтажной службы. В его подчинении располагаются заведующие корпусом, секцией-этажом, дежурные по этажу, горничные, заведующие прачечной, бельевой и др.
Служба общественного питания обеспечивает обслуживание гостей предприятия в ресторанах, кафе, барах гостиницы, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций и т.д. Возглавляется зам. директора по общественному питанию.
Инженерная служба обеспечивает бесперебойную работу и занимается ремонтом инженерных систем, сооружений и оснащения гостиницы. Возглавляется главным инженером или техническим директором.
Коммерческая служба (отдел продаж и маркетинга). Основным направлением деятельности в рыночных условиях являются маркетинговые исследования, обоснование содержания бизнес-планов, разбор конъюнктуры рынка, создание информации о состоянии дел предприятия, выявление желаний и потребностей клиентов, создание комплекса товаров и услуг, которые удовлетворяют этим потребностям, продвижение гостиничного продукта на рынок и его сбыт, прямые продажи, создание допустимого уровня доходов. Возглавляется коммерческим директором.
Финансово-экономическая служба занимается анализом результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Возглавляется директором или зам. директора по экономике и финансам. В состав службы входит бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел усилий и зарплаты.
Дополнительные службы оказывают платные услуги туристам. К ним относятся парикмахерская, бассейн, сауна, массажный кабинет, солярий, спортивные сооружения и др.
Вспомогательные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса, т.е. хозяйственное обслуживание, предлагая услуги прачечной, портновской, бельевой служб, услуги склада и др.
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
Утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г., от 06.10.2011, от 13.03.2013)