Основные направления развития интеграции в туризме.
Интеграция - это объединение технологически однородных производств (горизонтальная интеграция) или производств, образующих единую технологическую цепочку, начиная от обработки сырья и заканчивая выпуском готовых продуктов (вертикальная интеграция).
В туризме, как и в др.отраслях, существуют разные способы интеграции – от поглощения конкурента, до приобретения у него контрольного пакета акций. Широко практикуется перекрестное владение акциями разных компаний, объединение усилий в области менеджмента .заключение договоров на консорциуме. Они делают интеграцию более гибкой, поэтому получают преобретающее значение в туристской индустрии. С этим связана еще одна особенность интеграции в туризме. Тур.компания имеет большее количество преимуществ за счет экономии от масштаба производства , если она расширяется не путем наращивания производства на своем единственном предприятии ,а создает цепь хозяйствующих единиц. Такой подход одновременно отвечает потребностям клиентов. Во-первых, эти цепи «стягивают» пространственно-разделенные районы , генерирующие туристские потоки, принимающие их. Во-вторых .лучше производить целый турпродукт по частям, что соответствует комплексному его восприятию потребителями ,чем концентрировать усилия на оказании одного вида услуг.
Интеграция имеет несколько разновидностей. Самой ранней ее формой в туризме, не потерявщей актуальности и сегодня, считается горизонтальная интеграция. Ей обязаны своим появлением первые гостиничные цепи.
Глобализация в туристской сфере – это процесс резкого усиления международных туристических потоков, потоков услуг, капитала, информации и технологий, следствием которого становится усиление взаимосвязей и взаимодействия предприятий и организаций туристического бизнеса в мировом масштабе, а также возникновения глобальных форм его интеграции. Наряду с общими чертами она имеет выраженную специфику, во многом связанную со своеобразием турпродукта, который представляет собой комплекс услуг, оказываемых предприятиями и организациями различных сфер и отраслей деятельности. В этой связи, большинство ТНК, работающих на рынке туристических услуг, созданы по отраслевому принципу – гостиничный, ресторанный бизнес, транспорт и т.д.
В числе наиболее известных международных гостиничных цепей, управляемых из США, относятся Hospitality Franchise System (4400 отелей и 435000 номеров в 6 странах), Holiday Inn Worldwide (2031 отелей и 365309 номеров в 62 странах), Best Western International (3401 отелей и 276659 в 60 странах), Marriott Hotel (2600 отелей и 500000 номеров в 27 странах), Hilton (более 800 отелей в 27 странах), ITT Sheraton (417отелей и 129937 номеров в 61 стране).
Среди других стран можно отметить Францию (Accor, Club Mediterranee), Великобританию (Forte Hotels, Hilton International), Германию (Robinson Club GmbH), Испанию (Grupo Sol Melia).
Вместе с тем, потребность в расширении рынка гостиничного бизнеса способствует установлению партнерских связей с предприятиями и организациями других отраслей. Партнерские соглашения заключаются, например, с онлайновыми компаниями и турагентствами (Expedia. Inc, Hotels.com, Priceline.com, Los-Angeles.com и др). Целью таких соглашений является увеличение объемов продаж, в том числе через Интернет, который приобретают все большую популярность в мире. Как показывает статистика последних лет, в сети представлено около 80 млн. гостиничных номеров, а число продаж через Интернет составляет до 10% от общего объема.
Процессы транснационализации проявляются также в ресторанном бизнесе (McDonalds, Pizza Hut, Сбарро, Rock, Wag mama, Friday’s, Beers tube, Federico Fellini и др.). В своем большинстве международные ресторанные сети объединяют предприятия, так называемого, быстрого сервиса (quick service). Данный формат подразумевает быструю подачу блюд и длительное пребывание посетителей в ресторане, что отличает quick service от традиционного фаст-фуда.
Важнейшая особенность международных ресторанных сетей состоит в том, что все предприятия, расположенные за пределами страны базирования, являются франчайзинговыми. Потенциальные франчайзеры из других стран, при этом, должны иметь стаж эффективного управления рестораном, опыт в области коммерческой аренды или развития недвижимости, максимальное соответствие международным стандартам работы. Претендент должен быть также заинтересован в масштабном развитии сети у себя в стране.
Примерами транснационализации в туроператорском секторе является немецкая сбытовая сеть ТУИ, британская компания «Фест Чойс Холидейс», швейцарская «Куони» и французская «Клуб Мед». Эти компании – крупнейшие холдинги, ведущие туроператорскую деятельность в различных странах мира через расположенные там дочерние компании и филиалы.
Однако, среди международных перевозчиков, обслуживающих туристические поездки, выраженных тенденций к транснационализации не отмечено. Примером ТНК в области авиаперевозок может служить, пожалуй «Стар Альянс», объединяющий немецкие, шведские, канадские и бразильские авиалинии.
Большинство компаний остаются национальными, хотя и участвуют в международном сотрудничестве посредством установления партнерских соглашений. Наиболее распространенная форма такого сотрудничества – членство в международных ассоциациях – Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной организации воздушного транспорта (IATA), Международном Союзе автомобильного транспорта (МСАТ-IRU).
В последние годы устанавливаются тесные взаимоотношения между авиалиниями и отелями, что приводит к возникновению корпораций с конгломеративным типом интеграции. Причина этого кроется в том, что авиалинии хотят быть уверены, что их пассажиры будут размещены в городах, которые они обслуживают. Например, транспортный концерн Allegis включает авиакомпанию United Airlines, компанию по аренде автомобилей – Hertz и является совладельцем гостиничных цепей Hilton и Westin.
Формирование отраслевых интеграционных и партнерских объединений служит необходимым, но недостаточным условием для обеспечения эффективного функционирования туристской отрасли. Деятельность отраслевых ТНК и партнерских объединений, участвующих в создании турпродукта, нуждается в управлении и координации. В ответ на данную потребность возникли управляющие компании, к числу которых относится компания «Амадеус RMS (Revenue Management System)» – признанный лидер в разработке информационно-технологических, управленческих и дистрибутивных решений для индустрии туризма. Ее клиентами являются 49 международных гостиничных цепей, более 1000 отелей, железнодорожные и авиакомпании, компании по аренде автомобилей, страховые провайдеры и туроператоры.
Тенденции: Усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д