Концепция устойчивого развития туризма.
концепция устойчивого развития туризма в XXI веке: "Agenda 21 for travel and tourism industry". Она была адресована национальным администрациям по туризму, туристским, торговым организациям, а также потребителям туристских услуг. Концепция базируется на "Повестке дня 21 для индустрии туризма и путешествий" - всесторонней программе действий, принятой 182 правительствами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNCED) 14 июня 1992 г.
Под устойчивым развитием понимается процесс, происходящий без нанесения ущерба туристским ресурсам. Это достигается таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой используются, либо переходом с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые.
"Повестка дня 21" содержит следующие положения:
• - констатируется, что индустрия путешествий и туризма заинтересована в защите естественных и культурных ресурсов, которые являются ядром туристского бизнеса;
• - подчеркивается важность координации совместных усилий правительств, индустрии и неправительственных организаций для создания стратегии долгосрочного развития;
• - перечисляются области приоритетных действий с определенными целями и шаги для их достижения.
• - указывается на важность партнерства между правительством, промышленностью и неправительственными организациями, анализируется стратегическая и экономическая важность путешествий и туризма, демонстрируются огромные выгоды от создания жизнеспособной туристской индустрии.
Документ призывает использовать в развитии туризма следующие принципы:
• путешествия и туризм должны помочь людям в достижениигармонии с природой;
• путешествия и туризм должны внести свой вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем;
• путешествия и туризм должны основываться на жизнеспособных моделях производства и потребления;
• политика протекционизма в торговле путешествиями и туристскими услугами должна быть частично или полностью изменена;
• защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития туризма;
• проблемы развития туризма должны решаться с участием заинтересованных граждан (местных жителей), с планированием решений, принимаемых на местном уровне;
• государства должны предупреждать друг друга относительно естественных бедствий, которые могут затрагивать непосредственно туристов или туристские сферы;
• путешествия и туризм должны способствовать созданию рабочих мест для женщин и местных жителей;
• развитие туризма должно обеспечивать и поддерживать культуру и интересы местных народов;
• должна базироваться на международном праве в сфере защиты окружающей среды индустрия туризма и путешествий.
Были очерчены 9 областей приоритетных направлений работы национальных администраций по туризму:
1. Оценка вместимости существующей туристской инфраструктуры в целях обеспечения жизнеспособного туризма.
2. Оценка экономических, социальных, культурных и природных составляющих развития турорганизаций.
3. Обучение, образование и общественное понимание процессов устойчивого развития.
4. Планирование жизнеспособного развития туризма.
5. Обмен информацией, опытом и технологиями жизнеспособного туризма между развитыми и развивающимися странами.
6. Обеспечение участия в процессе развития всех секторов общества.
7. Разработка турпродуктов с соблюдением принципов устойчивого развития в их основе, как неотъемлемой части процесса развития туризма.
8. Измерение прогресса достижения жизнеспособного развития на местном уровне.
9. Партнерство во имя жизнеспособного развития.
В свою очередь для туристских компаний были сформулированы 10 задач:
1) минимизация, повторное использование и рециркуляция процесса использования природных туристских ресурсов;
2) сохранение и управление используемой энергией;
3) управление ресурсами пресной воды;
4) управление сточными водами;
5) управление опасными веществами;
6) управление транспортом и транспортировкой;
7) планирование и управление использования земли;
8) вовлечение работников, клиентов, местных жителей в решение проблем окружающей среды;
9) разработка проектов устойчивого развития;
10) партнерство во имя жизнеспособного развития.
Документ, обращенный к правительствам, промышленности, неправительственным организациям и средствам массовой информации, был широко распространен. После принятия указанного документа началась рассчитанная на 5 лет программа продвижения выполнения его резолюций в регионах мира. Первые два совещания, проведенные в Лондоне (февраль 1997 г.) и Джакарте (ноябрь 1997 г.), позволили сделать следующие заключения:
• индустрия туризма имеет реальный потенциал, чтобы внести вклад в жизнеспособное развитие с эффективным управлением и разумным регулированием. "Повестка дня 21" должна быть широко распространена как основной документ развития отрасли, и выполнение всеми сторонами его положений должно поощряться;
• требуется близкое сотрудничество между потребителями, общественностью, частными секторами и туристскими организациями отрасли;
• необходимо иметь большое количество систем измерения прогресса продвижения к целям устойчивого развития;
• следует управлять процессом расширения туристской инфраструктуры по отношению к целям устойчивого туризма;
• экологические налоги должны быть справедливыми и не дискриминационными, а полученные средства ассигнованы индустрии туризма для программ по охране окружающей среде;
• международные, национальные и местные органы финансирования должны включить жизнеспособное развитие как часть критериев для отбора получателей экономической поддержки;
• современные исследования устойчивого развития должны незамедлительно внедрятся в туроператорскую деятельность;
• образование в сфере охраны окружающей среды должно быть усилено, особенно в учебных заведениях, готовящих персонал для гостиниц и туристских фирм;
• реклама играет важную роль для побуждения потребителей и вынуждает индустрию, таким образом, работать по новым принципам. Это необходимо реализовывать посредством: показа видеофильмов в самолетах и аэропортах, публикаций статей в журналах для чтения в путешествии, объявлений, полезных советов на билетах, дорожных аксессуарах и брошюрах, содержащих информацию для отдыхающих;
• дальнейшие семинары должны проводиться в различных регионах мира, чтобы исследовать применение принципов "Повестки дня 21" к определенным условиям, гарантировать при этом их всестороннее выполнение.
Принципы устойчивого развития туризма нашли отражение и в Глобальном этическом кодексе туризма, работа над которым была начата экспертами ВТО еще в 1997 г. В преамбуле к документу говорится, что "торжественно принимая его, представители мировой туристской индустрии, делегаты государств, территорий, предприятий, учреждений и организаций - членов ВТО, имеют своей целью содействие развитию ответственного, устойчивого и общедоступного туризма в рамках реализации права на отдых и путешествия при уважении общественного выбора всех народов и выражают желание способствовать установлению справедливого, ответственного и устойчивого мирового туристского порядка, который будет приносить выгоды всем секторам общества в условиях открытой и соревновательной мировой рыночной экономики".
Проблемы устойчивого развития особенно актуальны для уникальных природных объектов и явлений, природных резерватов, вовлеченных в туризм. Зачастую жители прилегающих к таким объектам территорий существуют только за счет поступлений от туристов.
Вместе с тем концепция устойчивого развития была скептически воспринята многими экспертами по туризму. В значительной степени этому способствовало неудачное словосочетание - "устойчивое (статичное, неподвижное) развитие (движение, динамика)". Вероятно, правильнее было бы говорить о "жизнеспособном развитии".