Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
Государственное регулирование общественного питания представляет собой вмешательство государственной системы в функционирование предприятий, воздействие на их экономику посредством административных и экономических методов.
Под административными методами понимаются действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Экономическое регулирование осуществляется через валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и другие рычаги управления.
В основу регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и государством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разработки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей».
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» разработаны и утверждены специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания.
Рыночная экономика предполагает государственное регулирование под которым понимают комплексные системы мер, осуществляемые государством по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.
Опыт мировой рыночной экономики свидетельствует о том, что современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. Пока невозможно полагаться только на рыночные структуры.
Государство для регулирования использует:
- хозяйственное законодательство (оценка интересов людей и страны от крупных сбоев и злоупотреблений в экономике). В то же время немыслимо пытаться с помощью законов регулировать неисчисляемое многообразие явлений и процессов, ежегодно протекающих в экономике страны.
Законодательство и органы его реализации обязаны ставить перед хозяйственным структурами отдельные ограничения в их действиях, наносящих урон стране и отдельным лицам.
Воздействие государства различается по методам, объектам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:
1. Регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную и налоговую политику.
2. Регулир пропорций воспроизводства и структурного развития экономики.
3. Разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых приоритетов состояния эк-и или отдел её отраслей и направлений.
4. Установление социальных, гуманитарных, экономических норм
5. Нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги (ЖКХ)
6. Введение стандартов качества товаров и услуг
7. Определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации предоставляемой хозяйственными субъектами в государственные органы.
Методы государственного регулирования рынка:
1. Правовые. Применяются формы рыночных отношений – антимонопольное законодательство, порядок организации бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг.
2. Финансово-экономические. Налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы.
3. Социальные. Устанавливаются минимальные зарплаты, пенсии.
Перечисленные методы можно разделить на:
1. Прямые. Общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики – госзаказ, субсидии, субвенции.
2. Косвенные. Финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование.
Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни.
Помимо общих для всех предприятий законодательных актов для общественного питания имеет большое значение закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.6.93 №5151, который даёт правовые основы обязательного и добровольного сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Закон определил сертификацию, как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным нормативам.
Цели сертификации:
- Создание условий для деятельности предприятия на едином товарном рынке
- Содействие потребителям в компетентном выборе продукции
- Защита потребителя от недобросовестного производителя
- Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни , имущества
- подтверждение показателей качества продукции, заявленного изготовителем
Все предприятия питания независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, граждане занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере питания должны руководствоваться в своей работе следующей нормативной и технической документацией:- Правила оказания услуг в ОП
- ГОСТ 50763-95. Кулинарная продукция, реализация населению.
- ГОСТ Классификация предприятий- ГОСТ Услуги ОП- СанПин
- Условия хранения скоропортящейся продукции- Санитарные требования к ПОП- Санитарные правила к применению пищевых добавок
- Сборники технологических нормативов (рецептуры блюд, кухонь народов мира, рецепты блюд диетического питания, рецепты хлебов и хлебобулочных изделий, рецептуры на пряники и печенья)
- Стандарты предприятия- Технически условия ТУ- Технологические карты
Эти документы гарантируют соблюдение рецептур и технологических процессов. С правилами оказания услуг должны быть ознакомлены не только сотрудники – но и посетители
Субъектами общественного питания являются юридические лица различных организационно-правовых форм, осуществляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные предприниматели).
Принимая на себя обязанности по оказанию услуг общественного питания, субъект торговой деятельности обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
Ассортиментный перечень производимой продукции общественного питания, как и перечень оказываемых услуг, определяется исполнителем самостоятельно, но по согласованию с организациями, контролирующими условия предоставления услуг и их реализацию. В местах оказания услуг владелец вправе устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие действующему законодательству (ограничение или запрещение курения, нахождение в верхней одежде и т. д.).
При оказании услуг общественного питания исполнитель должен довести до сведения потребителя следующую информацию, размещенную в удобных для ознакомления местах:
· предприятие, где оказываются услуги, должно иметь вывеску с указанием полной информации о предприятии и собственнике;
· для индивидуальных предпринимателей обязательно наличие информации о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа;
· сведения о номере, сроке действия лицензии и органе, ее выдавшем;
· полные данные об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора (перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг и т. д.);
· сведения о сертификации услуг;
· информацию о продуктах и технологии производства продукции собственного производства, покупных товарах;
· Другую дополнительную информацию по просьбе потребителя, если она не является коммерческой тайной.
Потребителем услуг общественного питания является любой желающий, и условия оказания их, в том числе и цена, устанавливаются одинаковыми для всех. Однако Федеральными законами и правовыми актами государства допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными актами Российской Федерации и органами местной власти в границах своего влияния.
Особое внимание уделяется качеству покупных товаров и пищевых продуктов и товаров, используемых в общественном питании для приготовления продукции собственного производства и реализуемых потребителю.
Качество пищевых продуктов определяется как совокупностью их характеристик, способных удовлетворить потребности человека в еде при обычных условиях их использования.
Качество и безопасность пищевых продуктов регулируются специальным федеральным законом, государственными стандартами, санитарными и ветеринарными нормами и правилами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, перевозок, хранения и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Контроль качества и безопасности осуществляется в отношении следующих пищевых продуктов, используемых в общественном питании:
· пищевые продукты в целом (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу, вода и т. д.);
· продукты детского питания (предназначены для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечают физиологическим потребностям детского организма);
· продукты диетического питания (предназначены для лечебного и профилактического питания);
· продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов;
· пищевые добавки и их соединения, вводимые в пищевые продукты в процессе изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) для со-хранения качества пищевых продуктов;
· биологически активные добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введенные в состав пищевых продуктов;
· материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (упаковка, технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности).
Нарушение выполнения правил оказания услуг общественного питания в любой его части может повлечь серьезные последствия, вплоть до лишения права собственника на ведение коммерческой деятельности.