Классификация источников вторичной информации.
Источники вторичной информации включают в себя как внешние, так и внутренние публикации и документы. Группа источников внешней вторичной информации включает официальные издания и документы, неофициальные, специфические и синдикативные источники. Группа источников внутренней вторичной информации включает в себя кроме внутренних общепринятых документов еще и отчеты о предыдущих маркетинговых исследованиях.
Из источников внешней вторичной информации можно получить сведения самого различного характера:
· численность населения, структурированного по географическим и демографическим группам, по уровню доходов;
· общие объемы продаж, импорта и экспорта товаров;
· происхождение и предназначение имеющихся в наличии товаров, их характеристики;
· объемы выпуска новых товаров;
· уровень цен;
· описание новых участников рынка;
· финансовые показатели партнеров и конкурентов;
Все источники внешней вторичной информации могут быть сгруппированы в четыре группы:
· официальные издания и документы;
· неофициальные источники;
· специфические источники;
· синдикативные источники.
Основные достоинства вторичной информации — она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро.
Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет а) устаревшей, б) неполной, в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме, г) ненадежной (особенно это относится к российским источникам вторичной информации, в которых порой значения одного и того же параметра в разных источниках различаются чуть ли не на порядок).
К основным источникам внешней вторичной информации относятся:
1) справочные издания о конъюнктуре рынка, тенденциях и проблемах его развития;
2) государственные нормативно-правовые акты (документы), прямо или косвенно влияющие на состояние рынка (стандарты на продукцию, технологию, охрану окружающей среды; специальные постановления по квотированию, лицензированию, таможенные пошлины и т. п.);
3) отчеты о производственно-хозяйственной деятельности организаций-конкурентов (для акционерных обществ открытого типа);
4) аналитические статьи о развитии рынка, представленные в периодической печати, в специальных газетах и журналах;
5) объявления конкурентов о найме персонала на работу, о продажах (распродажах), закупках и т. п.;
6) публикуемые интервью (речи, доклады) управленческого персонала и руководства организаций-конкурентов;
7) мнения потребителей о характеристиках продукции, публикуемые в печатных органах объединений (союзах) потребителей;
Внутренняя вторичная информация включает:
- данные бухгалтерии;
- списки клиентов;
- отчёты продавцов;
- перечень жалоб и рекламаций потребителей;
- планы маркетинга и другие внутренние документы организации.