Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Маркетинг в связях с общественностью - Методика проведения опроса

Cмотрите так же...
Маркетинг в связях с общественностью
Классификация источников вторичной информации
Методика проведения фокус-группы
Определение проблемы и цели маркетингового исследования
Массовые опросы
Виды маркетинговых исследований по цели
Панельный метод маркетинговых исследований
Рынок маркетинговой информации
Наблюдение как метод сбора данных
Методики и техники тестирования продукта
Медиа исследования – рейтинги СМИ
Исследования рынка наружной рекламы
Исследования рынка наружной рекламы
Представительная (фокусная) группа
Факторы, влияющие на поведение общественных групп
Характеристика процесса принятия решения клиентом
Схема мероприятий по изучению потребителей
Характеристика метода экспертных оценок
Оценка надежности и достоверности информации
Содержание понятия маркетинговое исследование
Группировка и типологизация информации в маркетинговых исследованиях
Основные направления маркетинговых исследований
Метод комплексного исследования данных в маркетинговых исследованиях
Программа маркетинговых исследований
Классификация статистических методов анализа эмпирических данных
Типы маркетинговых исследований
Роль Интернета в управлении рынком PR-услуг
Этапы проведения маркетинговых исследований по изучению потребителей
Факторы поведения потребителей на рынке услуг
Предварительное выделение рыночных сегментов
Назначение метода экспертных оценок
Метод глубинного интервью
Первичная информация и источники её получения
Методика проведения опроса
Уровни поведенческой реакции
Измерения в маркетинговых исследованиях
Методы анализа документов
Определение метода сбора данных
Метод фокус-группы
Методы опроса
Панельный метод обследования
Методы получения данных от респондентов
All Pages

 

 

Методика проведения опроса.

Охарактеризуем более детально количественные методы сбора пер­вичных данных, или методы опроса.

Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может но­сить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом слу­чае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим парамет­рам для фиксированного момента времени (сго ss - se с tional study — «попе­речное» изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одно­разовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Поскольку, как правило, при проведении данных исследований используются выборки больших размеров, то эти исследования обычно называются выборочны­ми опросами (см. соответствующий раздел).

Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода вре­мени (1 ongitudinal study — «продольное» изучение). Различные типы пане­лей используются при проведении многих маркетинговых исследований. В этом случае часто говорят, что используется панельный метод опроса (см. следующий раздел).

Методам опроса присущи следующие достоинства.

Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.

Легкость реализации заключается в том, что респондентов посе­щать не обязательно, передавая им вопросники по почте или по телефо­ну; не нужно использовать технические средства и привлекать высоко­квалифицированных профессионалов, как в случае использования метода фокус-группы, глубинного интервью и т.п.

Возможность проведения глубокого анализа заключается в зада­нии последовательных уточняющих вопросов. Например, работающих матерей спрашивают, насколько важным был учет местоположения шко­лы при ее выборе для их детей. Далее задается вопрос относительно того, сколько школ рассматривалось в качестве возможных вариантов. Затем задаются вопросы, касающиеся рода занятий, особенностей работы, до­хода, размера семьи.

Возможность табулирования и проведения статистического ана­лиза заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных ком­пьютеров.

Возможность анализировать полученные результаты примени­тельно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные подвыборки в соответствии с демографическими и другими критериями.

Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя способами:

Путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует (в табл. 4.3. приводится пример во­просника, использованного при проведении интервьюирования покупа­телей относительно их отношения к футболкам определенной марки).

Путем задания вопросов с помощью компьютера.

Путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.

Первый способ обладает следующими достоинствами:

Наличие обратной связи с респондентами, которая дает возмож­ность управлять процессом опроса.

Возможность установить доверие между респондентом и интер­вьюером еще в начале опроса.

Возможность учета при проведении опроса особенностей и уровня образованности опрашиваемых, например — помочь респонденту разобраться в градациях используемых шкал.

Недостатки данного способа точно соответствуют достоинствам второго и будут рассмотрены ниже.

Достоинства второго способа заключаются в следующем:

Высокая скорость реализации данного подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер может быстро задавать вопро­сы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы; быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности каж­дого опрашиваемого.

Отсутствие ошибок интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.

Использование картинок, графиков, видеоматериалов, интегри­рованных в вопросы, появляющиеся на экране компьютера.

Обработка данных в реальном масштабе времени. Полученная информация непосредственно направляется в базу данных и является доступной для табуляции и анализа в любое время.

Субъективные качества интервьюера не влияют на получаемые ответы, особенно это касается персональных вопросов. Респонденты не стараются давать такие ответы, которые понравятся интервьюеру.

К числу недостатков компьютерного метода обследований относят­ся относительно высокие затраты, обусловленные приобретением и ис­пользованием компьютеров, программных средств, очисткой от компью­терных вирусов после каждого обследования и т.п.

Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без участия интервьюера или использования компьюте­ра.

Достоинства данного метода заключаются в следующем:

Относительно низкая стоимость, обусловленная отсутствием ин­тервьюеров, компьютерной техники.

Самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на воп­росы, создают для себя наиболее комфортные условия ответа на вопросы.

Отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные условия для респондентов для ответа на вопросы.

Недостатки данного метода опроса прежде всего заключаются в том , что поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполны­ми; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвра­щены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.