Массовые опросы. Их классификация, достоинства и недостатки.
Массовые опросы – один из методов количественных исследований, особенностью которых является получение точной, статистически выверенной численной информации. Использование репрезентативных выборок позволяет перенести результаты исследования на всю генеральную совокупность.
Задачи, решаемые с помощью проведения массовых опросов:
1. Исследования инфраструктуры рынка:
2. Исследования конкурентов:
3. Исследования потребителей:
4. Исследования для построения/ оптимизации системы продвижения:
5. Исследования цены:
Различают следующие виды массовых опросов:
• личный опрос;
• телефонный опрос;
• письменный опрос (анкетирование);
• почтовый опрос;
• опросы с помощью компьютерных технологий (он-лайн опросы, CATI, CAPI и пр.).
Почтовый опрос
Достоинства
· низкая стоимость
· легкость организации опроса
· доступен для малой группы исследователей
· при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
· могут быть использованы иллюстрации
· Недостатки
· смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
· респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
· низкое качество ответов на открытые вопросы
Телефонное интервью
Достоинства
· низкая стоимость
· опрос может быть проведен достаточно быстро
· пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
· возможен централизованный контроль за ходом опроса
· Недостатки
· охватывает только людей, имеющих телефон
· не могут быть показаны вопросник и иллюстрации
· по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
· трудно задавать сложные вопросы
Личное интервью
Достоинства
· есть возможность продемонстрировать продукт
· сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
· появляется возможность слушать живую речь респондента
· легко задавать сложные вопросы
· Недостатки
· высокая стоимость
· присутствует влияние интервьюера на респондентов
· требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
· низкий уровень контроля за работой интервьюера