Факторы, влияющие на поведение общественных групп.
1.Экономические и политические: Политическая обстановка. Экономическое положение. Законодательная база. Внешне-экономическая политика государства.
2. Социальные: Принадлежность к общественному классу, группе. Референтные группы. Семья.
3. Культурные и национальные: Культура. Национальные традиции. Географические и природные условия.
4. Личностные: Возраст и этап жизненного цикла семьи. Род занятий. Образование. Образ жизни. Материальное положение. Тип личности.
5. Психологические: Мотивация. Восприятие. Усвоение. Убеждения.
Экономические и политические факторы. Эта группа факторов сильнее влияет на все другие факторы и в меньшей степени воздействует на поведение конкретного человека (скорее, это влияние осуществляется опосредованно через другие факторы). Это стабильность политической обстановки в стране, уровень инфляции, наличие необходимых законодательных актов (например, по пошлинам, квотам, тарифам и т.п.), состояние экономики (спад, стагнация, подъем), экологическая ситуация и т.п. Скажем, высокая инфляция побуждает запасать определенные товары впрок. Установление высоких пошлин на ввозимые из-за рубежа товары заставляют покупателей ориентироваться на отечественную продукцию.
Социальные факторы. Поведение человека в группе находится под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важное место отводится принадлежности к той или иной общественной группе. Таким группам присущи следующие особенности:
-лица, принадлежащие к одной и той же группе, склонны вести себя почти одинаково;
-в зависимости от принадлежности к той или иной группе люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;
Культурные и национальные факторы. Значительная группа факторов, влияющих на развитие потребностей, а следовательно, и на поведение, связана с уровнем развития культуры, национальными особенностями, географическим местоположением. Как известно, культура проявляется в формировании системы социальных норм, духовных ценностей, в совокупности отношений людей и к природе, и к самим себе, и между собой.
Национальные черты характера, традиции во многом зависят от географического положения местности, населяемой данным народов.
Личностные факторы. На протяжении своей жизни один и тот же человек меняет свои желания, вкусы в зависимости от возраста. А поскольку его обычно окружает семья, целесообразно весь его жизненный цикл делить на условные этапы с учетом изменений, происходящих в семейном кругу. И на каждом этапе жизненного цикла семья имеет определенные потребности.
Немаловажным фактором, влияющим на поведение покупателя на рынке, является его профессия. C профессией тесно связано образование.
Материальное положение - уровень доходов, наличие сбережений, объемы кредитования - самым непосредственным образом влияет на поведение.