Этапы проведения маркетинговых исследований по изучению потребителей.
Приступая к маркетинговому исследованию, предприятие должно ответить на ряд вопросов.
1. Объект исследования( о ком о чем)
2. Что хотим узнать?
3. Использование результатов( для чего)
4. Когда получить результаты
5. Затраты( сколько стоит)
6. Эффективность работы(насколько выгодно).
Несмотря на многообразие видов проводимых маркетинговых исследований, в основе всех их лежит общая методология, определяющая порядок выполнения.
Этому могут способствовать следующие действия ( этапы исследования ):
1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной информации.
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов исследования.
Выявление проблем и формулирование целей исследования
Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель являются залогом его успешного проведения. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам, но и к обострению действительных проблем, связанных с потерями времени при движениипо "ложному следу".
Вне зависимости от того, проводит ли предприятие исследование собственными силами или привлекает стороннюю организацию, к проблем и формулированию целей обязательно должны привлекаться специалисты фирмы.
Вторичная информации - это сведения, которые уже существуют, будучи ранее собранными, для других целей.
В зависимости от имеющихся у предприятия ресурсов времени и рабочей силы, выделенных для выполнения мероприятий второго этапа, работа с внутренними и внешними источниками вторичной информации и самой информацией может осуществляться как последовательно (сначала изучается внутренняя, а затем внешняя информация), так и параллельно.
В основе сбора вторичной информации лежат "кабинетные" исследования. Они осуществляются на основе официальных печатных источников информации и дают общие представления о состоянии общехозяйственной конъюнктуры и тенденций развития. При этом используются методы экономического анализа в сочетании с элементами эконометрики и математической статистики.
Внутренними источниками вторичной информации являются: статистическая отчетность; бухгалтерская отчетность; счета клиентов; материалы ранее проведенных исследований; письменная отчетность, хранящаяся в организации.
Внешние источники вторичной информации могут быть правительственными и неправительственными .
Планирование и организация сбора первичной информации
Первичная информация - это сведения, которые впервые собирают для какой-либо конкретной цели. Первичная информация становится необходимой в тех случаях, когда анализ вторичных источников не обеспечивает необходимыми сведениями.
В зависимости от полноты информации полученной на первых двух этапах иногда третий этап исследования начинается с определения или уточнения объекта исследования, особенно, если таким объектом являются конечные потребители, каналы сбыта, либо оно проводится впервые.
Составление плана выборки -> выбор метода сбора данных и орудия исследования ->1. Подготовка опроса ( выбор способа связи с аудиторией, подготовка анкеты, проведение тестирования, доработка анкеты). 2. Подготовка эксперимента. 3. Подготовка наблюдения. 4. Разработка модели функционирования.
При составлении плана выборки решаются следующие задачи:
1. Определение объекта исследования.
2. Определение структуры выборки.
3. Определение объема выборки.
Выборка - часть совокупности, призванная олицетворять совокупность в целом.
На практике используются следующие основные методы сбора первичной информации;
-наблюдение;
-эксперимент;
-имитация;
-опрос.
Систематизация и анализ собранной информации
Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего, в табличной).
Анализ информации заключается в ее оценке, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные результаты анализа часто выступают в форме рекомендаций о действиях предприятия в будущем.
Представление полученных результатов исследования.
Отчет о результатах исследования готовится в развернутом и сокращенном вариантах. Первый - представляет собой полностью документированный отчет технического характера и предназначен для специалистов отдела маркетинга. Второй - предназначен для руководителей и содержит подробное изложение основных результатов, выводов и рекомендаций.
Общие требования к содержанию отчета о проведенном маркетинговом исследовании предусматривают обязательное включение в него следующих вопросов:
1.Цель обследования. 2. Для кого и кем оно было проведено. 3.Общее описание генеральной совокупности, охваченной обследованием. 4. Размер и характер выборки, а также описание применяемых методов взвешенного отбора. 5. Время проведения обследования. 6. Использованный метод опроса. 7. Адекватная характеристика лиц, проводивших обследование, и всех применявшихся методов контроля. 8. Экземпляр анкеты. 9. Фактические результаты. 10. Базовые показатели, использовавшиеся для исчисления процентов. 11. Географическое распределение проведенных опросов.