Панельный метод исследования, применяемые техники для сбора данных при панельном исследовании.
Панельный метод маркетинговых исследований — это такой способ сбора информации, при котором в течении относительно длительного времени периодически опрашивается определённая группа людей на предмет их отношения к тому или иному вопросу. Основная отличительная особенность панельного метода состоит в том, что он позволяет оценить динамику мнений и предпочтений.
Ключевым понятием в этом методе является так называемая панель – выбранная группа лиц, предоставляющих маркетинговые данные по одному методу с одинаковой периодичностью. В качестве метода сбора информации в панельном методе исследований может выступать опрос, интервью, анкетирование и так далее.
В зависимости от разных факторов панельный метод может быть нескольких видов. Например, краткосрочный (до одного года) и долгосрочный (от одного года до пяти лет).
Разделение панельного метода также возможно по типу исследуемого объекта (потребители, эксперты, торговые представители и т.д.) и предмета (услуга, товар, реклама, спрос и т.д.).
Кроме того, классификация этого метода сбора маркетинговой информации может быть проведена по охвату (город, район, страна и т.д.), по численности, по способу опроса и т.д.
Объектами наблюдения в панельных исследованиях могут быть индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства (потребительские панели), торговые организации (оптовые базы, розничные магазины), промышленные предприятия, эксперты.
Панельный метод исследования обладает определенными достоинствами. Они, в основном, связаны с тем, что способ исследования растянут по времени. Прежде всего, с его помощью можно проводить анализ изменений за определенный период и сравнивать результаты предыдущих исследований с текущими. Проще говоря, на основе полученных сведений можно искать взаимосвязи между тем, что есть сейчас и тем, что было некоторое время назад. Это поможет устанавливать общие тенденции поведения или изменений на рынке.
К сожалению, потребительская панель, как и любой другой метод исследования, не лишена недостатков. Основным минусом способа является трудоемкость организации на начальных этапах. В случае, когда речь идет о масштабном исследовании, собрать достаточно большую группу и провести инструктаж бывает не так просто. Кроме того, поскольку сведения от респондентов поступают постепенно, можно говорить о некоторой отсроченности результатов.