Pr-стратегия органов государственной власти: методика разработки и внедрение
Демократизация взаимоотношений государства и общества в их взаимодействии в государственно-управленческих процессах предполагает создание атмосферы доверия и согласия в постоянном диалоге между государственными структурами и представляющими интересы граждан общественными институтами.
Непрерывность таких двусторонних информационных контактов необходима для мониторинга и прогнозирования событий в меняющихся условиях социального бытия, для своевременной и адекватной реакции на происходящее и оказания должного управляющего воздействия. В системе государственного управления тем самым действует своеобразный механизм «раннего оповещения» об опасности (назревающих конфликтах, кризисах), помогая предотвратить нежелательные социальные последствия.
Установление связей между государственными структурами и общественностью способствует созданию внешней и внутренней среды, благоприятной для эффективной деятельности государственных органов, что, в свою очередь, служит проводником обратной связи во властно-управленческих отношениях.
Социально-коммуникативные отношения, складывающиеся в процессе связей с общественностью (от англ, publikcrelations— отношения с публикой, внешние связи) у организационных структур, в том числе и государственных, уже давно стали значимой сферой деятельности в наиболее социально развитых странах, насчитывает уже почти вековую историю. Аббревиатура «PR» — англо-американское наименование деятельности государственных и иных органов, организаций и учреждений, направленной на установление, упорядочение и развитие связей с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия.
Связи с общественностью в понимании термина «PR» возникли из функциональной потребности найти такой способ социальной коммуникации, при котором субъект и объект в государстве иного управления существовали бы не как разнополюсные, подчас антагонистически разделенные субстанции, а как взаимосвязанные участники общественных отношений. Неуклонное возрастание значения PRмировая тенденция. Поэтому связи с общественностью, которые уже прочно оформились в развитых странах как сфера знаний и область деятельности, получают обоснованное распространение и на жизненном пространстве Российского государства.
Основные направления деятельности служб PR во властных органах:
• информирование общественности о деятельности госоргана, о существе принимаемых решений;
• мониторинг общественного мнения;
• взаимодействие с территориями;
• анализ и прогнозирование общественно-политического процесса;
• гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопри частности, гражданской позиции;
• формирование положительного образа госоргана и вида государственной службы, забота о паблисити руководителей и других должностных лиц.
Здесь могут использоваться самые разнообразные инструменты коммуникаций: СМИ, компьютерные сети, агитационно-пропагандистские акции, арсенал технологических средств воздействия на формирование общественного мнения, паблисити, имидж и т.д.
В последнее время усилилась политическая роль социально-пси хологических методов управления деятельностью людей в различных сферах. Рост образованности, квалификации специалистов, интернационализация и глобализация основных сфер общественной жизнедеятельности требуют от государства использования более сложных и тонких методов управления. Сегодня, чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей, необходимо влиять па их сознание и чувства, формируя общественное мнение и настроение.
Чтобы эффективно выполнять функции управления, государственные органы нуждаются в общественной поддержке, означающей заинтересованное участие граждан в делах государства, активное пользование всеми законными правами и свободами. Широкая общественная поддержка возможна при наличии постоянного честного диалога между государством и обществом. Формирование благодатного социально-коммуникационного пространства становится осознанной необходимостью любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационно развитой ступени цивилизационного совершенства. Рассматриваемое под таким углом зрения государственное управление предполагает установление и эксплуатацию целенаправленных коммуникаций, осуществляющих связь с различными группами общественности — с избирателями, средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями и движениями, религиозными конфессиями, профессиональными союзами, предпринимательскими структурами, лоббистами, инвесторами, кредиторами, международными организациями и т.д.