Участники процесса обеспечения жизнедеятельности муниципалитета
Общественность — та или иная среда, круг либо группа людей, объединенных общностью положения и целей в определенных видах деятельности, сознающих присущие им интересы, нужды, потребности, запросы, порождаемые, создаваемые и осуществляемые обществом и в силу этого выражающие общественное мнение по каким-либо вопросам социальной жизни. Протестующие против задержек зарплаты учителя, отстаивающие свои права члены профсоюзов, уличные демонстранты, участники собраний ученых или клуба филателистов, представители ветеранских организаций или фанаты спортивного общества — все эти группы представляют собой общественность в конкретных ситуациях.
Связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления — это целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата, органов местного самоуправления с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления.
Такого рода деятельность позволяет:
• оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям;
• идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику;
• формировать массовые представления по каким-либо проблемам дли обретении общественного понимания и поддержки;
• соотносить реализуемые программы с общественными интересами.
Избиратели хотят и должны знать, как работают парламент, правительство, региональные и местные органы власти, как они выражают и защищают их интересы. Избиратели вправе требовать от них отчетов о реализации предвыборных обещаний, объявленных и намечаемых планах. Перед властными структурами встает задача — приблизить государственный аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой и укрепить отношения с общественностью, наладив многоплановые связи, организовать ведение прямого диалога с людьми так, чтобы добиться адекватного восприятия ими действий властей.
Связи с общественностью в государственном управлении строятся на основе общих закономерностей создания благоприятного отношения социальной среды к осуществляемым действиям. Для поддержания связей с общественностью существуют технологии в диапазоне от общения с узким кругом людей до массовых средств коммуникации с неограниченной аудиторией. Здесь применяются технологии, опробованные в других сферах (коммерция, туризм, шоу-бизнес и т.д.). Однако механический перенос схем бизнес управления «PR», копирование, к примеру, рекламных приемов в государственном управлении, ведет к упрощенной технологизации дисфункциям системы.
Общественное мнение — тип массового общественного сознания состояние которого выражается в совокупности представлений и оценочных суждений по общезначимым проблемам.
Активность и значимость общественного мнения определяются характером структуры общества, уровнем его развития, культуры, состоянием демократических институтов и свобод. плюралистическом обществе привычными каналами и формами его выражения служат выборы органов власти, участие масс в законодательной, исполнительной, судебной и контрольной деятельности, пресса и иные средства социальной коммуникации, собрания, манифестации и пр.
Традиционно преобладают два информационных потока: «сверху», исходящий от органа власти, — «прямая связь» и «снизу» «обратная связь» с общественностью, откликающейся на управленческие импульсы власти. Технологический прогресс социального общения в процессе государственного управления привнес совершенные средства коммуникации, которые создают своеобразную среду, характеризуемую единством всеобщих «круговых» и формационных потоков, переполняющих социальное пространство. В результате складываются социально-коммуникативные отношении, состоящие в адресной передаче информации, исходящей от государственных структур как по их инициативе, гак и по соответствующим запросам общественности в связи с определенными интересами.
Управление информационным обменом между государственными организациями и общественностью предполагает знание их особенностей, специфики информационного воздействия различных видов коммуникаций.
Виды коммуникаций в системе государственного и муниципального управления условно можно классифицировать как:
• внешние (выходящие за пределы организации, например обращение президента к народу, пресс-релиз, отсылаемый в СМИ, правительственное сообщение, «дни открытых дверей»);
• внутренние (осуществляемые в рамках самой организации, например ведомственный информационный бюллетень, совещания экспертов, внутренние радио и телевидение, селекторные совещания, собрания сотрудников подразделений) — в соответствии со структурой управления или статусом сотрудников государственного органа;
• горизонтальные (между лицами равного статуса);
• вертикальные (между начальниками и подчиненными);
Увеличение информационных потоков, необходимость и значимость постоянных контактов государства и общества по взаимно интересующему обмену привело к созданию в структурах государственных органов подразделений по связям с общественностью.