Возможности применения новых информационных технологий на уровне МСУ
В 2001 году Правительство России обозначило новый этап на пути построения информационного общества. Этот этап связан с реализацией в 2002–2010 годах Федеральной целевой программы “Электронная Россия”. Основными ее целями являются повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей национальных информационных ресурсов. В качестве одного из направлений работ по программе значится – “Модернизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления посредством внедрения информационно-комму-никационных технологий (ИКТ)” (3-е направление Программы).
Сегодня “электронные правительства”, “электронные гражданства” постепенно становятся неотъемлемой частью демократического общества.
Интересным примером использования современных средств электронных коммуникаций является европейский проект CITYCARD, реализуемый в Болонье (Италия). Сами участники говорят, что этот проект “теледемократии” (teledemocracy) реализует новые, революционные подходы к демократии в век информационных технологий. Они обосновывают право на существование термина “электронное гражданство” (electronic citizenship), который характеризует новые ресурсы, права и проблемы, возникающие вследствие воздействия на общество компьютерной революции.
Проект заключается в том, что все жители города Болонья получают бесплатный доступ к местной компьютерной сети города с полным выходом в Интернет. Для тех, кто не имеет дома компьютера, терминалы для доступа к информации устанавливаются в общественных учреждениях, таких как библиотеки, административные здания. Однако проект не ограничивается созданием технической инфраструктуры. Все отделения местной администрации получают в этой сети электронных коммуникаций свой адрес и участвуют в обмене информацией с жителями.
Разработчики подчеркивают следующие принципы этого обмена:
· двусторонний обмен сообщениями: гражданин может не только посылать сообщения местным властям (предположительно, вопросы или комментарии), но и получать от них информацию в электронном виде;
· сбалансированность обмена и равенство сторон диалога: местные органы обязаны давать ответы на запрос гражданина, при этом обе стороны пользуются равными правами. В отличие от такого электронного средства информации как, скажем, телевизор, обмен является двусторонним – из центра на периферию и из периферии к центру;
· отсутствие временных ограничений на длительность сеансов связи.
Целью проекта CITYCARD выступает повышение заинтересованности жителей города в решении местных проблем (“непосредственная электронная демократия”). Создаваемая инфраструктура позволяет жителям выражать свои мнения непосредственно властям, получать ответы, участвовать в группах дискуссий (прообразом которых служат телеконференции Интернет) и даже проводить референдумы. Местные власти могут организовать обсуждение проводимых ими проектов, формировать общественное мнение и учитывать популярность принимаемых решений среди жителей города, что становится особенно важным накануне очередных выборов.
В PR-концепции муниципальной власти мы придерживаемся модели двустороннего симметричного PR, которая была предложена Дж. Грюнигом. Основная цель PR в этой модели – добиться взаимопонимания между организацией (в нашем случае – муниципальным советом) и ее общественностью. В организациях, практикующих двусторонний симметричный PR, большое значение придается исследованиям и интерактивному взаимодействию всех субъектов PR.
Интернет представляет собой удобное и эффективное средство коммуникации. Сегодня ученые разных стран изучают насколько эффективно применение интернет-технологий в целях осуществления PR организации. Одна из первых работ в этой области принадлежит тайваньскому студенту Х. Чену, который проводил свое исследование в Школе Коммуникаций Университета в Хьюстоне. Чена интересовал следующий вопрос: насколько Интернет способствует открытости, интерактивности и проактивности организаций?
Под открытостью организации понимается обмен информацией с внутренними и внешними аудиториями. Для увеличения своей открытости организации используют такие средства Интернета, как рассылка электронных писем и помещение информации на web-сайтах.
Интерактивность организации – это способность устанавливать и поддерживать двустороннюю связь с потребителями. Депутаты муниципальных советов должны знать, каковы ожидания их избирателей и “держать руку на пульсе”, сохраняя чувствительность к малейшим изменениям настроений жителей округа. Самый распространенный способ осуществлять интерактивность в Интернете – это проведение опросов, мониторинг чатов и т. д.
Проактивность организации – это способность влиять на события, предвидеть их и создавать. В проблемном PR-менеджменте проактивность – это умение проблемного менеджера определять проблему заранее, когда ее еще нет, и, вовремя включившись в ситуацию, стать участником события. Под проактивностью, таким образом, понимается проявление активности в изучении окружения, исследовании проблем и позиционировании в проблемном пространстве.
Следовательно, используя интернет-средства в целях осуществления PR органов МСУ, особое внимание следует уделять не только открытости муниципальных советов, но также стремиться усиливать интерактивность и проактивность. Невнимание к интерактивности и проактивности может привести к снижению общей эффективности применения интернет-ресурсов в работе с населением.
Пионерами в использовании новых информационных технологии в местном самоуправлении в Санкт-Петербурге являются Междисциплинарный центр СПбГУ, муниципальные советы МО № 8 и МО №7. В 1999–2000 годах работа Междисциплинарного центра СПбГУ по внедрению интернет-технологий в деятельность муниципальных образований Санкт-Петербурга развивалась по двум направлениям: отработка методик создания муниципальных сайтов, поддерживающих связь с населением и пропаганда этого опыта среди работников органов местного самоуправления.
Был создан и действует по настоящее время межмуниципальный портал “Местное самоуправление в Санкт-Петербурге”, а сайты муниципальных советов МО № 8 и № 7 на сегодняшний день остаются самыми информационными и интерактивными ресурсами по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге. На сайтах, помимо общей информации о деятельности муниципальных советов, регулярно обновляется лента новостей, размещаются аналитические материалы по проблемам местного самоуправления, есть раздел “История МСУ”.
Междисциплинарный центр СПбГУ является разработчиком Программы создания системы учебного и информационно-консультационного сопровождения деятельности муниципальных образований Северо-запада России. Программа реализуется под эгидой Конгресса муниципальных образований Российской Федерации (КМО РФ).
Авторы Программы считают, что одной из существенных проблем в деле обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти с местным самоуправлением является отсутствие действенной и скоординированной информационной политики на региональном уровне. Следует отметить также недостаточный уровень подготовки кадров работающих в органах местного самоуправления. В связи с этим реализация системы повышение квалификации в сфере государственного и муниципального управления депутатов и служащих МО приобретает особую значимость для решения проблем построения эффективного общественного управления.
Как альтернатива порталу www.municip.nw.ru в 2001 году стартовал новый интернет-проект по местному самоуправлению в Санкт-Петербурге – www.msu.spb.ru. Портал разрабатывается Санкт-
Петербургской общественной организацией “Невский исследовательский центр” при поддержке Международного республиканского института.
Разработчики сайта ставят перед собой следующие задачи:
1) помощь муниципалитетам Санкт-Петербурга в налаживании регулярных информационных контактов, в обмене опытом, методическими и нормативными документами, информирование населения о своей деятельности;
2) привлечение избирателей к обсуждению деятельности органов местного самоуправления, к участию в процессе подготовки и принятия решений по местным вопросам.
Следует отметить, что практически все web-ресурсы, посвященные проблемам местного самоуправления не пользуются широкой популярностью как у депутатов муниципальных советов, так и у населения муниципальных образований. Это связано, прежде всего, с низким уровнем информационной культуры депутатов, нежеланием осваивать новые коммуникационные технологии, использовать возможности Интернета как средства для повышения собственной квалификации, обмена опытом с другими муниципальными образованиями, налаживания интерактивной связи с населением.
На сегодняшний день существенными недостатками подавляющего большинства сайтов муниципальных советов Санкт-Петербурга являются:
· отсутствие новостной информации;
· редкое обновление общей информации о работе органов МСУ;
· отсутствие обратной связи (форумы, гостевые книги и т. д.);
· отсутствие информационной работы с населением по привлечению внимания жителей к сайту их муниципального образования;
· отсутствие профессионального и/или оригинального дизайна сайта (большинство сайтов сделано по заданному общему шаблону).
Таким образом, в настоящее время сайты муниципальных советов Санкт-Петербурга (за редким исключением) не отражают информационной политики органов МСУ, не предусматривают возможности интерактивной связи с населением и проактивной работы.
Остановимся подробнее на принципах создания и развития сайта муниципального образования и роли органов МСУ в процессе работы над интернет-представительством муниципалитета.
Источник публикации: |