Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Технология связей с общественностью - Целевая аудитория

 

 

 Целевая аудитория. Сегментирование аудитории.

 

Целевая аудитория - группа лиц, объединённая общими характеристиками (демографическими, психологическими, социально-экономическими), на которую направлены PR-сообщения и PR-мероприятия. Основная и наиболее важная для заказчика категория получателей PR-сообщения.

 

Существует распространённое заблуждение, что подавляющее большинство представителей целевой аудитории — это потенциальные клиенты компании заказчика. В действительности, конечно же, PR отличается от рекламы, целью которой является сбыт продукции. Поскольку основной целью PR-деятельности является управление имиджем и репутацией, целевой аудиторией могут быть и сотрудники компании, и партнёры, и конкуренты, и СМИ, и представители органов государственной власти.

 

Каждая организация имеет три «круга приближения»: внутренний, близкий и дальний.

 

Внутренний круг – сама компания, её собственник, руководители, сотрудники, производимый ею товар, наличие послепродажного обслуживания, принятая система организации бизнес-процессов.

 

Близкий внешний круг – клиенты (реальные и потенциальные), поставщики, партнёры, конкуренты. Влияние близкого круга на фирму является существенным, возможность влияния фирмы на близкий круг ограничена, но сравнительно высока.

 

Дальний внешний круг – органы государственной власти, СМИ (не являющиеся партнёрами), независимые общественные организации, технологические условия, макроэкономические факторы. Влияние дальнего круга на фирму может быть очень существенным, возможность влияния фирмы на дальний круг, как правило, крайне мала, а иногда – вовсе отсутствует.

 

Таким образом, целевые аудитории (в зависимости от задачи и вида проводимых мероприятий) можно разделить на внутренние и внешние.

 

Внутренние целевые аудитории – сотрудники компании, её руководство, учредители.

Внешние целевые аудитории – клиенты, партнёры, конкуренты, СМИ, органы власти, широкая общественность.

 

Ключевая аудитория — лица (или группы лиц), оказывающие влияние на целевую аудиторию.

Обычно к ключевым аудиториям относят СМИ и деятелей, имеющих авторитет у интересующей целевой аудитории. Кроме того, ключевой аудиторией являются лидеры мнений – неформальные, неофициальные авторитеты по разным вопросам, к которым представители нашей целевой аудитории регулярно обращаются за советами. По оценкам специалистов, они составляют 10-15% населения. В соответствии с теорией двухступенчатой коммуникации информация сначала попадает к лидерам мнений, а от них распространяется на остальное население. Лидеры мнений и представители целевой аудитории чаще всего совпадают по социально-экономическому классу и возрасту.

 

Сегментирование аудитории – разделение аудитории на группы, объединённые общими характеристиками, проводимое для выявления целевой аудитории.

 

Тщательное сегментирование аудитории является залогом успешной PR-деятельности. Если выявлено несколько сегментов, представляющих интерес, то PR-сообщения и способы их передачи прорабатываются для каждого из сегментов в отдельности.

 

Сегментирование целевой аудитории можно проводить по следующим признакам:

l  географическая сегментация – это деление аудитории на различные географические единицы, в зависимости от места жительства или работы (напр., потребители, живущие в области, городе, селе, на конкретной улице);

l  демографическая сегментация – деление аудитории на группы в зависимости от таких характеристик, как возраст, пол, семейное положение, религия, национальность, раса;

l  социально-экономическая и имущественная сегментация – деление по уровню доходов, роду занятий, уровню образования;

l  психографическая сегментация – деление на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик;

l  поведенческая сегментация – деление аудитории на группы в зависимости от таких характеристик, как уровень знаний, характер использования продукта или реакция на него.