Корпоративные ценности.
Корпоративные ценности – элементы корпоративной культуры, оказывающие определяющее воздействие на бизнес-процессы организации. Кроме того, корпоративные ценности – это средство управление социальными явлениями в коллективе организации, инструмент управления.
Иными словами, корпоративные ценности – это «правила игры», установленные в организации. Как правило, корпоративные ценности выражаются в лозунгах, призванных обозначить позицию компании в отношении внутренней или внешней коммуникации и типовые решения возникающих задач. Например: "Командный дух – только вместе можно достичь общей цели" - важнейшие решения принимаются группой. (примеры)
Корпоративные ценности зависят от того, чьи интересы лежат в основе деятельности организации: интересы фирмы в целом или отдельных ее сотрудников. В соответствии с этим формируется стиль руководства, манера поведения подчиненных, нормы общения коллег.
К наиболее значимым характеристикам корпоративных ценностей относятся:
- осознание работником своего места в компании (группе);
- тип управления;
- принятая система лидерства;
- тип совместной деятельности;
- действующая система коммуникации;
- нормы поведения;
- культура общения;
- стили разрешения конфликтов;
- деловой этикет;
- традиции компании;
- особенности трактовки полномочий и ответственности;
- принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы;
- трудовая этика.
Единого стандарта корпоративных ценностей не существует. В зависимости от специфики деятельности организации, корпоративными ценностями организации могут стать консерватизм (напр., в компании, специализирующейся на бухгалтерской деятельности) или, напротив, креативность (дизайн-бюро, творческая лаборатория). Корпоративные ценности регулируют как внешние (напр., клиентоориентированность, добросовестность во взаимоотношениях с партнёрами, соблюдение сроков поставки), так и внутренние коммуникации организации (внутрикорпоративные взаимоотношения). В состав корпоративных ценностей также входит социальная ответственность организации.
Несмотря на то, что корпоративные ценности в различных организациях могут быть абсолютно разными (в том числе и в зависимости от того, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов), они должны не только обозначаться, но и в действительности являться ядром, определяющим стиль внутренних и внешних коммуникаций организации. Без соблюдения этого обязательного условия внешние атрибуты (элементы фирменного стиля, демонстрируемая респектабельность и т.п.) не имеют никакой самостоятельной ценности.
Корпоративные ценности должны формироваться с учётом среды, в которой существует организация. В противном случае (если ценности и правила организации противоречат принятым в среде) организация рискует обрести негативную репутацию или вовсе прекратить своё существование. В этом смысле среда является естественным ограничителем корпоративной культуры.
Для формирования корпоративной культуры на российских предприятиях руководство прибегает к одному из следующих способов:
1. Усиление контроля над сотрудниками, введение штрафов за несоблюдение корпоративной культуры и другие административные меры.
2. Создание специальных отделов и назначение лиц, ответственных за корпоративную культуру. В этом случае принципы корпоративной культуры подробно прописываются во внутренних документах организации.
3. Приглашение внешних специалистов для формирования корпоративной культуры.