Таблица
Структура занятия на воздухе и продолжительность
Группа
|
Продолжительность частей занятий (мин)
|
Общая продолжительность занятия (мин)
|
||
вводная
|
основная
|
заключительная
|
||
Средняя
|
3-4
|
14,5-17.5
|
2.5-3,5
|
20-25
|
Старшая
|
3-4
|
19-23
|
3-4
|
25-30
|
Подготовительная
|
4-5
|
22,5-26
|
3.5-4
|
30-35
|
Вводная часть начинается (в теплое время года) с построения на площадке и ходьбы, во время которой дети выполняют 3 - 5 дыхательных упражнений. В холодный период года построение проводится в помещении и вводная часть начинается с выхода детей на улицу. После непродолжительной ходьбы дается бег (медленный) по площадке в течение 2 - 4 мин. (в зависимости от возраста). В этой части занятия осуществляется подготовка к предстоящей интенсивной мышечной деятельности и обучения в основном различным видам бега.
Основная часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения, после которых проводится бег со средней скоростью в зависимости от возраста от 40 сек. до 2 мин. Бег заканчивается ходьбой и перестроением для выполнения упражнений в основных движениях.
На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях, которые чередуются с бегом со средней скоростью. Упражнения в основных движениях заканчиваются медленным бегом, затем организуется подвижная игра или игра-эстафета.
В заключительной части проводится медленный бег, который переходит в ходьбу, во время которой выполняется 6 - 8 дыхательных упражнений.
МЕТОДИКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ на открытом воздухе предусматривает использование 50% времени для выполнения беговых упражнений. Бег является самым доступным физическим упражнением и обеспечивает развитие различных мышечных групп и тренировку детского организма.
У детей дошкольного возраста условно можно выделить по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скоростью и медленный бег. Эти виды бега оказывают различное влияние на организм и используются для решения различных задач физического воспитания детей.
Быстрый бег является основной частью многих упражнений, широко используется в играх, эстафетах и самостоятельной деятельности детей. Для быстрого бега используются дистанции от 10 до30 м. Скорость бега у детей с возрастом увеличивается, и соответственно уменьшается время пробегания дистанции.
Таблица
Скорость бега и время пробегания10 м с хода детьми различных групп
Группы
|
Скорость бега
|
Время (с)
|
Средняя
|
3,8-4,2
|
2,5
|
Старшая
|
4,0-4,35
|
2,3-2,5
|
Подготовительная
|
4,5-5,0
|
2,0-2,2
|
Быстрый бег оказывает значительное влияние на деятельность основных систем организма. Так, частота пульса во время бега увеличивается до 130 уд./мин. и может достигать 170 - 180 уд./мин., но при этом отмечается быстрое ее восстановление: уже на 1-ой минуте она снижается до 130 - 140 уд./мин. и на 2 - 3-й мин. возвращается к исходному уровню.
В целях воспитания быстроты, скоростно-силовых качеств и повышения функциональных возможностей детей быстрый бег сочетается с другими движениями, повторяется в игре или эстафете 4 - 5 раз после небольшого перерыва.
Бег со средней скоростью является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников.
Скорость такого бега составляет 50 - 60% от максимальной скорости бега у детей каждого возраста. В средней группе она колеблется от 2,0 до 2,2 м/с, в старшей - от 2,2 до 2,4 м/с, в подготовительной - от 2,4 до 2,7 м/с.
Длительный бег со средней скоростью требует значительного усиления доставки кислорода к работающим мышцам и органам, что усиливает работу легких, повышает кровоток. Частота пульса за первые 30 с повышается до 160 уд./мин. и во время бега колеблется от 160 до 170 уд./мин. Продолжительность такого бега обеспечивается тем, что в процессе его происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, восстановление их работоспособности.
Медленный бег также является важным средством воспитания выносливости у детей.
Скорость медленного бега у детей средней группы равна 1,0 - 1,4 м/с, старшей группы - 1,3 - 1,5 м/с, подготовительной группы - 1,4 - 1,6 м/с.
Физическая нагрузка при медленном беге менее интенсивная. Частота пульса во время бега увеличивается до 135 - 145 уд./мин. Деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем полностью обеспечивает потребности организма в доставке кислорода непосредственно в процессе самого бега.
Учитывая, что основную физическую нагрузку, стимулирующую развитие сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, дети получают во время пробежек и в подвижной игре, необходимо во время занятий на воздухе пробегать рекомендуемые дистанции.
Средняя группа. На каждом занятии в чередовании с другими упражнениями пробегать медленно 3 отрезка по100 м (за 1 мин. 40 сек. каждый) в начале учебного года и постепенно увеличивать их длину до200 м (за 2 мин. 20 с) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается с80 м (за 40 с) до120 м (за 55 с). В играх пробегать быстро (наперегонки) 2 - 3 отрезка по 10 -15 м.
Старшая группа. На каждом занятии, в чередовании с другими физическими упражнениями, пробегать медленно 3 отрезка по180 м (за 2 мин. 20 с каждый) в начале учебного года и постепенно увеличивать их длину до300 м (за 3 мин. 20 с) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается со100 м (за 45 с) до250 м (за 1 мин. 45 с). В играх и эстафетах пробегать быстро (наперегонки) 3 - 4 отрезка по 15 -20 м.
Подготовительная группа. На каждом занятии в чередовании с другими физическими упражнениями пробегать медленно 3 отрезка по300 м (за 3 мин. 20 с каждый) в начале года и увеличивать их длину до350 м (за 3 мин.) к концу года, и 2 отрезка со средней скоростью, длина которых на протяжении года увеличивается с200 м (за 1 мин. 20 с) до300 м (за 1 мин. 55 с). В играх и эстафетах пробегать быстро 3 - 5 отрезков по 15 -30 м.
Рекомендуемые нагрузки рассчитаны на то, что дети приступили к круглогодичным занятиям на воздухе со средней группы. Если к таким занятиям приступают дети более старшего возраста, то их нужно постепенно подвести к рекомендуемым нагрузкам. Для этого в течение первого месяца занятий дети пробегают половину указанных для данного возраста и времени года дистанций. Через месяц регулярных занятий медленные пробежки можно выполнять полностью, а со средней скоростью - по-прежнему половину.
На третьем месяце занятий, если наблюдения покажут, что дети справляются с нагрузкой, можно давать пробежки в полном объеме.