РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА
В направлении «Физическое развитие» входит:
- Характеристика возрастных возможностей ребенка от 2 до 12 мес.
В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируются двигательная активность и сенсомоторная координация. Ребенок осваивает движения в такой последовательности:
От рождения до 2 месяцев— пытается приподнять и удержать голову, лежа на животе или на руках у взрослого.
……
От 10 до 12 месяцев — действует с предметами в соответствии с их назначением (закрывает, открывает коробки, нажимает кнопки, вкладывает, вынимает мелкие предметы из коробки, нанизывает колечки на палочку или шнур). Появляются повторные движения, перенос действий с одних предметов на другие. Подражает движениям взрослых.
Залезает на низкие предметы, слезает с них. Подползает под препятствия. Ползает в разных направлениях. Влезает на ступеньку детской горки и слезает с нее. Самостоятельно приседает из положения стоя и наоборот, встает из положения на корточках. Делает первые самостоятельные шаги без поддержки и опоры. Ходит, держась за движущуюся опору (каталку).
- Образовательная область «Физическая культура», которая включает:
- Образовательные задачи:
содействовать своевременному овладению движениями на основе положительного
эмоционального общения и совместных действий взрослого с ребенком;
развивать сенсомоторную активность;
формировать действия с предметами.
- Содержание психолого-педагогической работы
До 2,5—3 месяцев — вызывать у ребенка сосредоточение внимания на ярком красочном предмете, побуждая следить за его перемещением; укладывать на спину, живот; побуждать приподнимать голову, разгибать позвоночник в положении лежа на боку, животе; удерживать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого; разговаривая с ребенком, улыбаясь ему, вызывать ответную улыбку, оживленные движения, произнесение звуков; создавать условия для упора ног в положении лежа на спине, животе, а также в вертикальном положении на руках у взрослого, вызывая отталкивания ногами
…….
От 9—10 до 12 месяцев — совершенствовать ранее освоенные движения: учить ползать; вползать и спускаться по скату горки; приседать и вставать; переползать через бревно; вставать и садиться; делать самостоятельно первые шаги; ходить за каталкой; самостоятельно ходить, переходить от одного предмета к другому; подниматься и спускаться по ступенькам горки, ходить без поддержки по просьбе взрослого в определенном направлении («Иди ко мне»); действовать с предметами, инициировать эмоциональную отзывчивость на игровые действия и музыку плясового характера.
В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика, основанные сначала на пассивных упражнениях с фиксацией отдельных частей тела, переходящих затем в активные, самостоятельные движения. Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма.
К концу года комплексы упражнений включают движения, формирующие прямостояние тела, приседания, наклоны и выпрямления туловища. Упражнения из исходных положений стоя, сидя, лежа осуществляются также с использованием мелких предметов.
- Образовательная область «Здоровье»
- Образовательные задачи:
обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход;
организовывать физиологически целесообразный режим дня.
- Содержание психолого-педагогической работы
Режим
Культурно-гигиенические навыки.
- Образовательная область «Безопасность»
В связи с тем, что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его физически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрослыми.