СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК
Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм — лучший отдых», «Туризм — путь к здоровью» и т.д.
Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов — воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.
Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку.
На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК
Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.
Туристические прогулки представляют собой один из важнейших организованных двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:
- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
- наблюдение в природе и сбор природного :материала;
- беседа о лесе;
- выполнение имитационных движений;
- комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;
- самостоятельные игры (на привале).
В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, рогульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэтиленовую пленку.
Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.
Перед выходом педагог напоминает детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д.
Туристические прогулки с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: на расстояния 1,5 -4 км., длительностью 1-3 часа.
Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч.
По возвращении подводится итог похода.
Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма.