РЕБЕНОК СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
В направлении «Физическое развитие» входит:
- Характеристика возрастных возможностей ребенка
В старшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем.
Высокая потребность в движениях у детей 6—7 лет сохраняется. Двигательная активность становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.
Совершенствуются приобретенные ранее двигательные качества и способности. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные-способности (ловкость), гибкость и выносливость.
У старших дошкольников все показатели ловкости в значительной мере улучшаются.
У детей 5—7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих время двигательной реакции, быстроту и скорость однократных движений, частоту повторяющихся.
Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограниченны. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости. Дети способны к достаточно продолжительной двигательной деятельности разной интенсивности и т.д.
- Образовательная область «Физическая культура»
- Образовательные задачи
Шестой год жизни:
формировать интерес к физической культуре, ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить со спортивными событиями в стране;
содействовать постепенному освоению техники движений, формировать представления о разнообразных способах их выполнения;
целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость);
воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие);
учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности (организованной и самостоятельной);
учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.
Седьмой год жизни:
совершенствовать технику выполнения движений;
формировать умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях;
продолжать целенаправленно развивать физические качества;
способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности; - поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
- Содержание психолого-педагогической работы
Содержание педагогической работы по развитию моторики старших дошкольников составляют разнообразные упражнения в основных движениях, подвижные и спортивные игры:
- Общеразвивающие упражнения
- Упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание, ползание и лазанье)
- Подвижные игры и игровые упражнения (с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Уголки», «Парный бег»; с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Не оставайся на полу», «С кочки на кочку»; с ползанием, лазаньем: «Кто скорее до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении»; с метанием, бросанием, ловлей: «Брось за флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч»; игры-эстафеты: «Эстафета парами», «Веселые соревнования», «Перевозка урожая»; Игры-забавы: «Веревочка», «Бег в мешках», «Бег со связанными ногами» и т.д.)
- Спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис,
- Ритмические (танцевальные) движения
- Упражнения в построении и перестроении (построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; перевороты на месте налево, направо переступанием, в движении — на углах).
- Упражнения в перемещениях со скольжением (скольжение по дорожке после разбега, присев; скольжение на одной ноге; скатывание на ногах с невысокой горки; вдвоем, втроем).
- Передвижения с техническими средствами (упражнения, игры, забавы с санками; упражнения, игры на лыжах; катание на коньках; катание на роликовых коньках; катание на самокатах, спортроллерах
- Упражнения для освоения движений в водной среде, плавание (плавание: на груди и на спине с сочетанием движения ног, рук, дыхания; ныряния, кувырки без опоры о дно; повороты.
Рациональную двигательную активность детей старшего дошкольного возраста наряду с их самостоятельной деятельностью обеспечивают многообразные формы работы и виды занятий по физической культуре. У каждого занятия свои задачи: оздоровление детей, обучение и тренировка, активный отдых.
Организованные формы ежедневных физкультурных занятий различного характера (учебного, оздоровительного, рекреационного, лечебно-коррекционного и др.) должны составлять значительную часть суммарного объема двигательной активности детей в течение дня.
- Образовательная область «Здоровье»
- Образовательные задачи
Шестой год жизни:
развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами;
формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему-самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.д.);
содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
Седьмой год жизни:
учить проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость в общении со взрослыми и сверстниками;
формировать адаптивное поведение в коллективе;
совершенствовать гигиенические навыки и знания;
содействовать расширению знаний и представлений о здоровом образе жизни.
- Содержание психолого-педагогической работы
В этом возрасте существенно увеличиваются возможности детей в укреплении здоровья, усвоении гигиенических навыков, углубляются мотивация, произвольность, повышаются самоконтроль, целеустремленность.
Дошкольники приобретают опыт, позволяющий им ценить хорошее самочувствие и бодрое настроение. Дети получают также элементарные представления о действии некоторых лечебно-профилактических процедур, причинах отдельных заболеваний и мерах профилактики наиболее распространенных из них.
Одним из факторов охраны и укрепления здоровья детей, формирования норового образа жизни, как и в предыдущих возрастных группах, остаётся выполнение рационального режима дня.
Гигиенические условия
Закаливание.
Культурно-гигиенические навыки.
Психическое здоровье.
- Образовательная область «Безопасность»
-Образовательные задачи
Шестой год жизни:
знакомить с доступными способами укрепления здоровья (соблюдение режима, необходимость ежедневной зарядки, закаливания, овладение разными движениями и т.д.);
учить соблюдать меры безопасности в быту, при обращении с острыми предметами, хрупкими вещами, электрическими приборами, оборудованием;
знакомить с правилами, ограничивающими контакты с незнакомыми людьми;
формировать начальные представления об экологически грамотном и безопасном поведении в природе (не бросать мусор, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не рвать траву и т.д.);
продолжать учить правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.
Седьмой год жизни:
формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни (желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму, иметь элементарные представлена! о строении человеческого тела, знать правила первой помощи);
учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как себя вести сложных ситуациях — при пожаре, наводнении, землетрясении, как ви4 звать милицию, скорую помощь, как вести себя с незнакомыми людьми:
развивать представления о существенных признаках благополучного состояния природы и правилах его сохранении
содействовать прочному усвоению правил поведения в общественных местах, на улице, в транспорте, при переходе дороги.
- Содержание психолого-педагогической работы
Безопасность детей в дошкольном учреждении обеспечивается созданием условий для их физического и психологического благополучия, предупреждениятравматизма, физических и эмоциональных перегрузок, приводящих к утомлению и переутомлению.
Одно из основных условий безопасности дошкольников — развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Выполнение всех жизненно необходимых гигиенических норм и правил должно постепенно стать естественной потребностью ребенка.
Дети 5—7 лет должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных, об основах здорового образа жизни.