Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова М.А.)
ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
(Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.)
Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественно го дошкольного образования.
Цель - разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет.
В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1 - 3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3 - 5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.
Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с
Данное издание программы «Истоки» приведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).
В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и дошкольного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разностороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
В основу Программы положена концепция психологического возрастакак этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя:
- качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);
- определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;
- основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.
Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты:
- эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
- период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольного (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).
Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.
При этом задачипсихолого-педагогической работы представлены в новом издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание — по четырем психологическим возрастам, что позволяет педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста.
В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.
Программа включает следующие направления:
- «Социально-личностное развитие»
- «Познавательно-речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Программа содержит базисные характеристики личности ребенка, а также систему мониторинга достижений детьми планируемых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых.
В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные области «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности по каждому возрасту детей.