Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 - Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах.

Cмотрите так же...
Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2
Спортивные упражнения
Индивидуальная работа с ребенком
Обучение катанию на коньках
Катание на роликовых коньках
Обучение дошкольников ходьбе на лыжах.
Техника ходьбы на лыжах
Задачи обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах
Обучение ходьбе на лыжах
Физкультурные занятия в ДОУ.
Гигиенические требования
Подготовка педагога к проведению занятия
Медико-педагогический контроль
Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования.
Общая и моторная плотность занятия
Организация и содержание физкультурных занятий на воздухе.
Структура занятия на воздухе и продолжительность
Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах.
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика в ДОУ.
Гимнастика после сна
Физкультминутки
Виды физкультминуток
Рекомендации по проведению физкультминуток
Примеры физкультминуток
Формы активного отдыха в ДОУ. Физкультурные праздники и досуги.
Ведущий праздника
Каникулы и дни здоровья в ДОУ.
Педагогические требования к организации каникул в детском саду
Простейший туризм.
Методика организации туристических прогулок
Содержание туристических прогулок
Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей
Физкультурное оборудование.
Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ.
Примерное распределение основных движений
План-конспект физкультурного занятия
Правила записи физических упражнений
Краткая характеристика программы «Детство» В.И.Логиновой. Содержание раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.)
Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова М.А.)
Ребенок раннего возраста
Ребенок старшего возраста
Организация секционно-кружковой работы с детьми по физическому воспитанию.
Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников: с учетом состояния здоровья; с учетом уровня физической подготовленности; с учетом характера двигательной активности.
Должностные обязанности руководителя физического воспитания
Основные качества, умения и способности специалиста по физ культуре
Оформление методкабинета
All Pages

 

 

 Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. (Значение, виды занятий, структура, подбор упражнений с учетом возраста, организация детей на ОВД, рациональное распределение физической нагрузки между детьми разного возраста).

 

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной  группе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер­жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны.

 

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси­хических и физических усилий, для более старших детей одина­ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили­вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи­мые промежуточные звенья трудности.

 

В то же время старшие дети, выполняя физические упражне­ния ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому имматериалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражне­ний на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

 

 

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной про­грамме, а с другой— найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.

 

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

 

 

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведенияиндиви­дуальные, подгрупповые, фронтальные.

 

Фронтальная форма — совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози­ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2—3-летнего возраста еще не сформи­рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не­которое сходство с образцом. Дети действуют по подража­нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следить за положения­ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

 

 

В разновозрастной группе можно проводить заня­тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро­вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю­чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп­ляются двигательные навыки, происходит развитие физи­ческих качеств в меняющихся ситуациях.

 

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви­дов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игру­шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

 

Тренировочное занятиенаправлено на развитие двига­тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне­ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли­вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме­шанный характер.

 

Занятие обучающего характера направлено на ознаком­ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе­ния, а также совершенствования движений, освоенных ра­нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

 

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим­настической стенке, метание, желательно проводить не­большими подгруппами, при этом используя игровые дви­гательные задания.

 

 

 

Процесс организации обучения движениям детей в раз­новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов­ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос­питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона­блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар­ших детей.

 

 

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий.

 

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие уп­ражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказы­вают помощь младшим.

 

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними — старшие, осанка и дви­жения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

 

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут уча­ствовать в них, показывая способ выполнения упражнений (на­пример, при построении в круг старшие стоят между маленьки­ми, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каж­дую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,—говорит он,— как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

 

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удов­летворения, а у маленьких — уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

 

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в ка­ком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в по­ле зрения воспитателя.

 

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их об­щей дисциплины.

 

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поруча­ет отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расста­вить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

 

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с по­мощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают зани­маться с воспитателем по своей программе.

 

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной органи­зации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо­рот — младшие занимаются физическими упражнениями с воспи­тателем, а старшие дети — самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

 

Основное условие всех занятий — систематическое выполне­ние программы для детей каждого данного возраста.