Краткая характеристика программы «Детство» В.И.Логиновой. Содержание раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.)
Программа «Детство». В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович) была разработана программа «Детство».
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Это комплексная образовательная программа, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманистической педагогики. Работникам дошкольных образовательных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каждого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.
Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».
По каждому направлению работы с детьми конкретизируются задачи их воспитания и развития. После каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного материала. При этом выделяется три уровня – низкий, средний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».
Таким образом, в программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщаться к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.
Раздел программы «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.) также состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший, средний и старший возраст.
В разделе отмечается, что создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Каждая часть раздела состоит из пунктов, посвященных освоению основ гигиенической культуры и приобщению к двигательной культуре.
Пункт «приобщение к двигательной культуре» содержит по каждой ступени дошкольного возраста:
- задачи воспитателя в приобщении к двигательной культуре,
- что осваивает ребенок,
- содержание физических упражнений,
- уровни освоения программы,
- минимальные результаты.
Так, для младшего дошкольного возраста задачами воспитателя являются следующие:
- Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;
- Учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;
- Приучать детей в движении реагировать на сигналы.
Дети младшего возраста должны освоить:
1. Построения и перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
- исходные положения (стоя, сидя, лежа);
- приседания;
- простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами ибез них.
3. Основные движения:
- ходьба и бег в разных направлениях;
- упражнения в равновесии (высота до25 см, ширина до20 см);
- бег в медленном и быстром темпах;
- подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета;
- катание мяча друг другу; перебрасывание мяча через предмет; бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль;
- ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
Содержание физических упражнений
Построения: в круг, парами, в колонну друг за другом (с помощью воспитателя).
Ходьба и равновесие: ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м), по извилистой дорожке (ширина 25— 30 см), по шнуру (прямо, но кругу, зигзагом); перешагивание через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в обруч, из Круга в круг, с ящика на ящик (высота 10—15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см). у1->«
Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях, между линиями (расстояние 25—30 см); в медленном темпе (30—40 сек, расстояние до 80 м) и на скорость (расстояние до 10 м).
Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием предметов, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10—30 см); прыжки на двух ногах (до2 м); спрытивание с предмета.
Катание, бросание и ловля: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг ДругуI бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 50—100 см); перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1—1,5 м); бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и пр.) в цель (расстояние1 м) одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.
Ползание и лазание: подтягивание на скамейке, лежа на животе; ползание на четвереньках (3—4 м), ползание под препятствием (высота 30—40 см); перелезание через бревно; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом.
Используемые для упражнений игровые приемы: «К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Воздушный шар», «Не наступи», «Солнышко и дождик», «Воробышки», «Автомобиль», «Достань флажок», «Обезьянки», «Где звенит?», «Заинька», «Флажок», «Птички летают», «Брось и догони».
Двигательные умения. Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в игры.
Минимальные результаты :
Бег на 10 м .......................... 10,2 сек
Прыжок в длину с места ................. 30 см
Бросание предмета .................... 2,5—3 м
Спрыгивание (прыжок в глубину) .......... 15 см
Даны уровни освоения программы: низкий, средний и высокий
Задачи, Что должен освоить ребенок, Содержание физический упражнений, Уровни освоения программы усложняются в средней и особенно старшей ступени дошкольного возраста.
Так, на шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные и познавательные способности.
В связи с этим воспитатель способствует нацеливает свое внимание на решение следующих задач:
- добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений;
- учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;
- формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;
- воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;
- побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности;
- целенаправленно развивать быстроту и общую выносливость.
Что осваивает ребенок
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренг, способы перестроения в 2 и 3 звена.
2. Обшеразвивающие упражнения:
- способы выполнения упражнений с различными предметами,
- направления и последовательность действий отдельных частей тела.
3. Основные движения:
- вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге,
- равномерный бег в среднем и медленном темпе,
- способы выполнения прыжков в длину ивысоту с разбега, прыжки со скакалкой,
- «школу мяча», способы метания в цель ивдаль,
- лазание одноименным и разноименным способами.
4. Подвижные испортивные игры:
- правила игр,
- способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
- скользящий лыжный ход,
- скольжение по прямой на коньках,
- погружение в воду, скольжение в воде на груди ина спине.
Содержание физических упражнений включает,
Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ориентиров. Повороты направо, налево, на месте ив движении на углах.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («петушиный шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положениями рук), с закрытыми глазами (3—4 м). Ходьба через предметы (высотой 20—25 см), по наклонной доске (высотой 35— 40 см; шириной 20 см). Ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной10 см), с мешочком на голове (500 г), по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Поочередное выбрасывание ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги на пятку.
Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через имежду предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3x10 м в медленном темпе (1,5—2 мин).
Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешенных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину .с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; вдлину (на 130—150 см) с разбега8 м. Прыжки в глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.
Бросание, ловля и метание. Прокатывание мяча одной идвумя руками из разных исходных положений между предметами (ширина 40—30 см, длина 3—4 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными способами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель (на высоту 2.2 м) с расстояния 3,5—4 м. Метание вдаль на 5—9 м.
Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая головой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на бревне. Ползание и перелезайие через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.
Минимальныерезультаты
Бег на 30 м........................ 7,9—7,5 сек
Прыжок в длину с места............... 80—90 см
Прыжок в длину с разбега............ 130—150 см
Прыжок в высоту........................ 40 см
Прыжок вверх с места.................... 25 см
Прыжок в глубину....................... 40 см
Метание предмета:
весом 200 г....................... 3,5—4 м
весом 80 г........................... 7,5 м
Метание набивного мяча................... 2,5 м
Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием. Игры-эстафеты.
Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м).
Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрошенным правилам.
Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направлении. Игра с воспитателем.
Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отбивание мяча о стенку. Передача мяча ногой друг другу (3—5 м). Игра по упрощенным правилам.
Катание па санках. С горки по одному и парами. Катание по ровному месту друг друга.
Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в низкой стойке.
Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, налево. Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой.
Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в воду. Движения ногами вверх — вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой на дно руками. Плавание произвольным способом на расстояние до Юм.
Ходьба. Туристические походы с двумя переходами по 25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях). Переходы на лыжах (но 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на велосипеде (по 25—30 минут) с перерывом и отдыхом.
Двигательные умения.
Сохранять дистанцию во время ходьбы и бега.
Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соответствии с характером и динамикой музыки.
Ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры.
Энергично отталкиваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге.
Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять равновесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с разбега, со скакалкой.
Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа мяча»).
Свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке.
Самостоятельно провести знакомую подвижную игру.
Выбивать городки с кона и полукона.
Вести, передавать и забрасывать мяч в корзину, знать правила игры.
Передвигаться на лыжах переменным шагом.
Кататься на двухколесном велосипеде и самокате.
Держаться в воде и передвигаться в ней на расстояние до10 м.
Также даны уровни освоения программы.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают скорость, направление движения, смену темпа и ритма. Растут возможности пространственной ориентировки, заметно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата.