Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 - Краткая характеристика программы «Детство» В.И.Логиновой. Содержание раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.)

Cмотрите так же...
Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2
Спортивные упражнения
Индивидуальная работа с ребенком
Обучение катанию на коньках
Катание на роликовых коньках
Обучение дошкольников ходьбе на лыжах.
Техника ходьбы на лыжах
Задачи обучения ходьбе на лыжах в разных возрастных группах
Обучение ходьбе на лыжах
Физкультурные занятия в ДОУ.
Гигиенические требования
Подготовка педагога к проведению занятия
Медико-педагогический контроль
Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования.
Общая и моторная плотность занятия
Организация и содержание физкультурных занятий на воздухе.
Структура занятия на воздухе и продолжительность
Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах.
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика в ДОУ.
Гимнастика после сна
Физкультминутки
Виды физкультминуток
Рекомендации по проведению физкультминуток
Примеры физкультминуток
Формы активного отдыха в ДОУ. Физкультурные праздники и досуги.
Ведущий праздника
Каникулы и дни здоровья в ДОУ.
Педагогические требования к организации каникул в детском саду
Простейший туризм.
Методика организации туристических прогулок
Содержание туристических прогулок
Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей
Физкультурное оборудование.
Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ.
Примерное распределение основных движений
План-конспект физкультурного занятия
Правила записи физических упражнений
Краткая характеристика программы «Детство» В.И.Логиновой. Содержание раздела «Растим детей крепкими, здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.)
Краткая характеристика программы «Истоки». Содержание разделов «Физическое развитие» и «Здоровье» (Рунова М.А.)
Ребенок раннего возраста
Ребенок старшего возраста
Организация секционно-кружковой работы с детьми по физическому воспитанию.
Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников: с учетом состояния здоровья; с учетом уровня физической подготовленности; с учетом характера двигательной активности.
Должностные обязанности руководителя физического воспитания
Основные качества, умения и способности специалиста по физ культуре
Оформление методкабинета
All Pages

 

 Краткая   характеристика   программы   «Детство»   В.И.Логиновой. Содержание     раздела     «Растим     детей     крепкими,     здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.)

 

Программа «Детство». В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена г. Санкт-Петербурга (В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович) была разработана программа «Детство».

 

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

 

Это комплексная образовательная программа, в ос­нове которой лежит личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Авторы программы выделяют три возрастные группы – младшую, среднюю и старшую. В основе программ для каждой возрастной группы заложены идеи гуманисти­ческой педагогики. Работникам дошкольных образова­тельных учреждений предлагается в естественных для ребенка условиях, выбирая наиболее значимые для каж­дого возраста виды деятельности, проводить работу по интеллектуальному, эмоционально-нравственному, волевому, эмоциально-личностному развитию.

 

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.

 

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

 

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

 

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».

 

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Затем дается содержание работы с детьми по следующим направлениям: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «В игре раз­виваемся, познаем мир, общаемся», «Ребенок в кругу взрослых и сверстников», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает мир природы», «Ребе­нок в мире изобразительного искусства и музыки», «Первые шаги в математику».

 

По каждому направлению работы с детьми конк­ретизируются задачи их воспитания и развития. Пос­ле каждого направления приводятся характеристики или показатели уровней усвоения программного мате­риала. При этом выделяется три уровня – низкий, сред­ний, высокий. Имеются в программе и методические советы. Заканчивается программа «Детство» разделом «Скоро в школу».

 

Таким образом, в программе «Детство» определе­ны основные, познавательные, практические, речевые умения, позволяющие ребенку осознанно приобщать­ся к миру доступных предметов и использовать их в своей деятельности. Серьезное внимание уделено воп­росам освоения ребенком культуры деятельности, со­трудничества, творчества.

 

 

Раздел программы «Растим     детей     крепкими,     здоровыми, жизнерадостными» (Бабаева Т.Н., Ноткина Н.А.) также состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста – младший, средний и старший возраст.

 

В разделе отмечается, что создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Каждая часть раздела состоит из пунктов, посвященных освоению основ гигиенической культуры и приобщению к двигательной культуре.

 

Пункт «приобщение к двигательной культуре» содержит по каждой ступени дошкольного возраста:

 

- задачи воспитателя в приобщении к двигательной культуре,

 

- что осваивает ребенок,

 

- содержание физических упражнений,

 

- уровни освоения программы,

 

- минимальные результаты.

 

 

Так, для младшего дошкольного возраста задачами воспитателя являются следующие:

 

-   Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;

 

-   Учить детей активно выполнять упражнения вместе с вос­питателем;

 

-   Приучать детей в движении реагировать на сигналы.

 

 

 

Дети младшего возраста должны освоить:

 

1.   Построения и перестроения.

 

2.   Общеразвивающие упражнения:

 

-  исходные положения (стоя, сидя, лежа);      

 

-  приседания;

 

-   простые движения  рук  (одновременные  и  однонаправ­ленные) с предметами ибез них.

 

3.  Основные движения:

 

-  ходьба и бег в разных направлениях;

 

-  упражнения в равновесии (высота до25 см, ширина до20 см);

 

-  бег в медленном и быстром темпах;

 

-  подскоки  на  месте  и   с   передвижением,   спрыгивание с предмета;

 

-  катание   мяча  друг  другу;   перебрасывание  мяча   через предмет; бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль;

 

-  ползание на четвереньках.

 

4.   Подвижные игры.

 

 

Содержание физических упражнений

 

 

Построения: в круг, парами, в колонну друг за другом (с  помощью  воспитателя).

 

Ходьба и равновесие: ходьба «стайкой» за воспитателем в за­данном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2—3 м), по извилистой дорожке (ширина 25— 30 см), по шнуру (прямо, но кругу, зигзагом); перешагивание через препятствия (высота 10—15 см), из обруча в обруч, из Круга в круг, с ящика на ящик (высота 10—15 см); подъем на возвышение и спуск с него (высота до 25 см).           у1->«

 

Бег: за воспитателем и к нему, в разных направлениях, между линиями (расстояние 25—30 см); в медленном темпе (30—40 сек, расстояние до 80 м) и на скорость (расстояние до 10 м).

 

Прыжки: подскоки на месте на носках, с доставанием пред­метов, слегка продвигаясь вперед; перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10—30 см); прыжки на двух ногах (до2 м); спрытивание с предмета.

 

Катание, бросание и ловля: прокатывание мяча одной и двумя руками, под дугу, друг ДругуI бросание мяча вперед снизу, от груди, из-за головы; ловля мяча, брошенного воспи­тателем (расстояние 50—100 см); перебрасывание мяча через веревку, находящуюся на уровне груди ребенка (расстояние 1—1,5 м); бросание предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и пр.) в цель (расстояние1 м) одной и двумя руками, вдаль правой и левой рукой.

 

Ползание и лазание: подтягивание на скамейке, лежа на животе; ползание на четвереньках (3—4 м), ползание под пре­пятствием (высота 30—40 см); перелезание через бревно; ла­зание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом.

 

Используемые для упражнений игровые приемы: «К куклам в гости», «Ножки по дорожке», «Воздушный шар», «Не насту­пи», «Солнышко и дождик», «Воробышки», «Автомобиль», «До­стань флажок», «Обезьянки», «Где звенит?», «Заинька», «Фла­жок», «Птички летают», «Брось и догони».

 

 

Двигательные умения. Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражне­ний; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ло­вить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в игры.

 

 

Минимальные результаты :  

 

Бег на 10 м   ..........................   10,2 сек

 

Прыжок в длину с места  .................     30 см

 

Бросание предмета   ....................     2,5—3 м

 

Спрыгивание (прыжок в глубину)   ..........     15 см

 

 

Даны уровни освоения программы: низкий, средний и высокий

 

Задачи, Что должен освоить ребенок, Содержание физический упражнений, Уровни освоения программы усложняются в средней и особенно старшей  ступени дошкольного возраста.

 

 

 

Так, на шестом году жизни двигательный опыт детей заметно расширяется, активно развиваются двигательные и познаватель­ные способности.

 

В связи с этим воспитатель способствует нацеливает свое внимание на решение сле­дующих задач:

 

-  добиваться осознанного, активного, с должным мышеч­ным напряжением выполнения детьми всех видов движений;

 

-  учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;

 

-  формировать   первоначальные   представления   и   умения в спортивных играх и упражнениях;

 

-  воспитывать у детей желание самостоятельно организо­вывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверс­тниками и малышами;

 

-  побуждать к проявлению творчества в двигательной де­ятельности;

 

-  целенаправленно развивать быстроту и общую выносли­вость.

 

 

Что осваивает ребенок

 

1.   Порядковые упражнения: порядок построения в шеренг, способы перестроения в 2 и 3 звена.

 

2.   Обшеразвивающие упражнения:

 

-  способы выполнения упражнений с различными предме­тами,

 

-   направления и  последовательность действий отдельных частей тела.

 

3.  Основные движения:

 

-   вынос голени маховой ноги вперед в скоростном беге,

 

-  равномерный бег в среднем и медленном темпе,

 

-  способы выполнения прыжков в длину ивысоту с раз­бега, прыжки со скакалкой,

 

-  «школу мяча», способы метания в цель ивдаль,

 

-  лазание одноименным и разноименным способами.

 

4.   Подвижные испортивные игры:

 

-  правила игр,

 

-  способы выбора ведущего.

 

5.  Спортивные упражнения:

 

-  скользящий лыжный ход,

 

-  скольжение по прямой на коньках,

 

-  погружение в воду, скольжение в воде на груди ина спине.

 

 

Содержание физических упражнений включает,

 

 

Самостоятельные перестроения. Из шеренги в колонну, в две колонны, в два круга, по диагонали, «змейкой» без ори­ентиров. Повороты направо, налево, на месте ив движении на углах.

 

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба в полуприседе, с перекатом с пятки на носок, с задержкой на носке («пету­шиный шаг»), с заданиями (с хлопками, различными положе­ниями рук), с закрытыми глазами (3—4 м). Ходьба через пред­меты (высотой 20—25 см), по наклонной доске (высотой 35— 40 см; шириной 20 см). Ходьба по гимнастической скамейке с закрытыми глазами, с поворотами, различными движениями рук, остановками. Ходьба по шнуру (8—10 м), бревну (высотой 25—30 см, шириной10 см), с мешочком на голове (500 г), по пенькам, спиной вперед (3—4 м). Поочередное выбрасывание ноги вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении, полуприседание с выставлением ноги на пятку.

 

Бег. На носках, с высоким подниманием колен, через имежду предметами, со сменой темпа. Бег в медленном темпе350 м по пересеченной местности. Бег в быстром темпе10 м (3—4 раза), 20—30 м (2—3 раза), челночный бег 3x10 м в мед­ленном темпе (1,5—2 мин).

 

Прыжки. На месте: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге 4—5 м. Прыжки через 5—6 предметов на двух ногах (высота 15—20 см), вспрыгивание на предметы: пеньки, кубики, бревно (высотой до 20 см). Подпрыгивание до предметов, подвешен­ных на 15—20 см выше поднятой руки. Прыжки в длину .с места (80—90 см), в высоту (30—40 см) с разбега 6—8 м; вдлину (на 130—150 см) с разбега8 м. Прыжки в глубину (с пенька, бревна, кубов высотой 30—40 см) в указанное место. Прыжки через длинную скакалку, неподвижную и качающуюся, через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад.

 

Бросание, ловля и метание. Прокатывание мяча одной идвумя руками из разных исходных положений между пред­метами (ширина 40—30 см, длина 3—4 м). Бросание мяча вверх, о землю и ловля двумя руками не менее 10 раз подряд, одной рукой 4—6 раз подряд. Отбивание мяча не менее 10 раз подряд на месте и в движении (не менее 5—6 м). Перебрасы­вание мяча друг другу и ловля его стоя, сидя, разными спо­собами (снизу, от груди, из-за головы, с отбивкой о землю). Метание в горизонтальную и вертикальную цель (на высоту 2.2 м) с расстояния 3,5—4 м. Метание вдаль на 5—9 м.

 

 

Ползание и лазание. Ползание на четвереньках, толкая го­ловой мяч по скамейке. Подтягивание на скамейке с помощью рук; передвижение вперед с помощью рук и ног, сидя на брев­не. Ползание и перелезайие через предметы (скамейки, бревна). Подлезание под дуги, веревки (высотой 40—50 см). Лазание по гимнастической стенке чередующимся способом ритмично, с изменением темпа. Лазание по веревочной лестнице, канату, шесту свободным способом.

 

Минимальныерезультаты

 

Бег на 30 м........................   7,9—7,5 сек

 

Прыжок в длину с места...............    80—90 см

 

Прыжок в длину с разбега............   130—150 см

 

Прыжок в высоту........................     40 см

 

Прыжок вверх с места....................     25 см

 

Прыжок в глубину.......................     40 см

 

Метание предмета:

 

весом 200 г.......................    3,5—4 м

 

весом 80 г...........................   7,5 м

 

Метание набивного мяча...................   2,5 м

 

 

Игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием. Игры-эстафеты.

 

Городки. Бросание биты сбоку, выбивание городка с кона (5—6 м) и полукона (2—3 м).

 

Баскетбол. Перебрасывание мяча друг другу от груди. Ведение мяча правой и левой рукой. Забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди. Игра по упрошенным правилам.

 

Бадминтон. Отбивание волана ракеткой в заданном направ­лении. Игра с воспитателем.

 

Футбол. Отбивание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Обведение мяча между и вокруг предметов. Отби­вание мяча о стенку. Передача мяча ногой друг другу (3—5 м). Игра по упрощенным правилам.

 

Катание па санках. С горки по одному и парами. Катание по ровному месту друг друга.

 

Ходьба на лыжах по пересеченной местности переменным шагом. Повороты на месте влево (вправо). Подъем в горку «лесенкой», спуск в низкой стойке.

 

Катание на велосипеде по прямой, повороты направо, на­лево. Катание на самокате, отталкиваясь одной ногой.

 

Плавание. Скольжение на груди и на спине; выдох в воду. Движения ногами вверх — вниз, сидя и лежа на мелком месте с опорой на дно руками. Плавание произвольным способом на расстояние до Юм.

 

Ходьба. Туристические походы с двумя переходами по 25—30 минут и активным отдыхом между ними (игры, эстафеты в естественных условиях). Переходы на лыжах (но 15—20 минут) с активным отдыхом. Езда на велосипеде (по   25—30  минут)  с  перерывом  и  отдыхом.

 

 

Двигательные умения.

 

Сохранять дистанцию во время ходь­бы и бега.

 

Выполнять упражнения с напряжением, в заданном темпе и ритме, выразительно, с большой амплитудой, в соот­ветствии с характером и динамикой музыки.

 

Ходить энергично, сохраняя правильную осанку; сохранять равновесие при передвижении по ограниченной площади опоры.

 

Энергично оттал­киваться и выносить маховую ногу вверх в скоростном беге.

 

Точно выполнять сложные подскоки на месте, сохранять рав­новесие в прыжках в глубину, прыгать в длину и высоту с раз­бега, со скакалкой.

 

Выполнять разнообразные упражнения с мячами («школа мяча»).

 

Свободно, ритмично, быстро подниматься и спускаться по гимнастической стенке.

 

Самостоятельно провести знакомую подвижную игру.

 

Вы­бивать городки с кона и полукона.

 

Вести, передавать и забра­сывать мяч в корзину, знать правила игры.

 

Передвигаться на лыжах переменным шагом.

 

Кататься на двухколесном велосипеде и самокате.

 

Держаться в воде и пере­двигаться в ней на расстояние до10 м.

 

 

Также даны уровни освоения программы.

 

 

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточ­ной координированностью и точностью. Дети хорошо различают скорость, направление движения, смену темпа и ритма. Растут возможности пространственной ориентировки, заметно увеличи­ваются проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата.