Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников: с учетом состояния здоровья; с учетом уровня физической подготовленности; с учетом характера двигательной активности.
Индивидуально – дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей - учет в его содержании, организации и ресурсном обеспечении личностных психологических и морфофункциональных особенностей каждого ребенка, его потребностей, возможностей и способностей, генетически обусловленных и социально закрепленных.
Изменения физкультурно – оздоровительной работы на основе индивидуально–дифференцированного подхода к детям означает обеспечение разнолинейности, разноуровневости ее содержания и организации по разным направлениям.
В качестве основных направлений реализации индивидуально - дифференцированного подхода можно выделить:
1. Достигнутый ребенком уровень физического развития, его гармоничность.
2. Уровень иммунитета (частота и длительность инфекционных и соматических заболеваний)
3. Проблемы со здоровьем (наличие или отсутствие приобретенной или наследственной патологии)
4. Половые различия
5. Уровень двигательной активности
6. Степень физической подготовленности.
Первые три направления дифференциации являются на сегодняшний день наиболее популярными в научно – методической литературе.
Учитывая состояние здоровья ребенка, уровень его физического развития и состояние иммунитета авторы дают рекомендации по организации физкультурно – оздоровительной работы, включающие:
· изменение объема нагрузки
· регуляция интенсивности нагрузки
· адекватная замена физических упражнений
· подбор оптимальных методов обучения двигательным действиям
· использование специальных оздоровительных технологий в процессе обучения детей движениям
Особенно часто встречаются рекомендации, связанные с физическим воспитанием и оздоровлением часто болеющих детей (ЧБД). Эти дети имеют определенные нарушения в состоянии здоровья, а также проблемы в освоении двигательной деятельности - низкий уровень двигательной активности, отставание в развитии основных движений (метание, бег, прыжки и т.п.). У них снижена выносливость мышц спины и живота. Большинство часто болеющих детей имеют в анамнезе аллергии, перенесенные тяжелые инфекции, дисбактериоз. Естественно, что у них снижен иммунитет. Обычно их предлагается объединять в специальные группы, либо разрабатывать отдельный план лечебно – профилактических мероприятий для всех ЧБД, посещающих ДОУ, включающий рекомендации по закаливанию, организации и проведению физкультурных занятий, по использованию дополнительных оздоровительных технологий.
Однако, давая в целом позитивные рекомендации, стремясь не навредить ребенку, сохранить его физическое здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения), авторы нередко увлекаются запретами, ограничениями, лишая дошкольника возможности удовлетворять естественную потребность в движении и вызывая у него ощущение неполноценности, ущербности.
Тем не менее, ребенок не должен почувствовать, что он не такой как все. Недопустима ситуация, когда педагог, ограничивая физическую нагрузку, делает акцент на проблемах детей: «Группа бегом марш, а Катя с Наташей возьмут палки и - в центр круга!». И совсем по-другому чувствуют себя ребята, когда педагог использует игру, создание проблемных ситуаций, ответственные поручения. Например, такие как «задание – сюрприз», помощь педагогу в организации занятия. Позиция педагога – не запрещать, а разрешать – творит чудеса!
Не последнюю роль играет и специальное физкультурное оборудование – дифференцируя нагрузку, или предлагая специальные лечебно – профилактические упражнения детям как на занятиях, так и вне их, педагог может избежать появления негативных эмоций детей, предложив интересные, красочные, многофункциональные снаряды и тренажеры.
Трудности в обеспечении дифференцированного подхода по половому признаку обусловлены тем, что длительное время в процессе физического воспитания детей определяющим критерием отбора двигательного содержания являлся лишь возраст детей. Физическое воспитание дошкольников, как впрочем, и все дошкольное воспитание чаще всего ориентировалось на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку.
Разница между мальчиками и девочками проявлялась лишь при отслеживании результативности физической подготовленности – нормативы освоения основных видов движений (ОВД) имели (и имеют) градацию по полу.
В подборе методов обучения, организации, отборе физкультурного оборудования половой признак не имел значения.
Естественно, что в большей степени дифференцированный подход по половому признаку обеспечивается педагогами в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Тем не менее, даже маленький ребенок понимает,что он мальчик или девочка. Поэтому воспитатели и специалисты должны хорошо ориентироваться в физиологических и психологических особенностях дошкольников обоего пола и учитывать их в образовательном процессе.
Большинство специалистов выделяют старший дошкольный возраст как наиболее нестабильный период в физическом развитии и функциональном состоянии, имеющий свою специфику, как у мальчиков, так и у девочек.
У девочек происходит интенсивное нарастание длины и замедление прироста массы тела, а у мальчиков – спад функциональных возможностей за счет снижения темпов прироста физиометрических показателей и показателей мышечной силы.
Мальчики более подвержены инфекционным и простудным заболеваниям, поэтому их следует оберегать от переохлаждения, прилагать дополнительные усилия по повышению их иммунитета.
В целом, для девочек 5-7 лет характерен более высокий чем у мальчиков уровень умственной работоспособности. Девочки более устойчивы к учебному утомлению. Следовательно, чем больше в группе мальчиков, тем чаще и качественнее должны проводиться мероприятия по профилактике переутомления у детей.
Существуют особенности овладения двигательной деятельностью детьми разного пола. Так мальчики быстрее овладевают бегом, прыжками, метанием, а девочкам лучше даются упражнения на гибкость, равновесие. По – разному происходит и формирование скоростно – силовых и координационных способностей мальчиков и девочек.
Двигательные предпочтения и темпы овладения отдельными видами физических упражнений также отличаются у дошкольников разного пола.
Например, такие упражнения, как вращение обруча, прыжки через скакалку, сложно - координированные общеразвивающие упражнения с предметами быстрее осваиваются девочками старшего дошкольного возраста, нежели мальчиками. Кроме того девочки проявляют творческие способности, создавая варианты этих упражнений.
В то же время определенные затруднения у девочек вызывают такие физические упражнения как метание на дальность, ползание по скамейке, лазание по гимнастической лестнице. Эти же движения являются двигательным предпочтением мальчиков этой возрастной группы и не вызывают у них особых проблем при овладении их техникой.
Мальчики более активны в самостоятельной двигательной деятельности, поэтому нуждаются лишь в создании условий, направляющих их активность в позитивное русло. Девочкам необходима дополнительная мотивация к использованию физкультурных пособий и оборудования.
Следовательно, в работе по формированию двигательной деятельности детей необходимо учитывать их половые физиологические особенности, а также принимать во внимание двигательные предпочтения и специфику освоения физических упражнений мальчиками и девочками.
Основными направлениями дифференциации по половому признаку являются:
· дифференцированная нагрузка для мальчиков и девочек
· подбор упражнений в зависимости от физиологических особенностей пола
· учет двигательных предпочтений мальчиков и девочек в планировании этапов и отборе методов обучения движениям
· использование снарядов, физкультурных пособий и оборудования, отвечающих полоролевым предпочтениям детей
· учет психологических особенностей мальчиков и девочек при оценке результативности их двигательной деятельности, а также в процессе решения воспитательных задач
Еще один критерий дифференцированного подхода к детям в процессе физического воспитания – это уровень двигательной активности. Понятие «двигательная активность» очень популярно в последние 10 – 15 лет как один из факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность ребенка.
Несоответствие режима двигательной активности возрастным физиологическим возможностям и потребностям детей приводит либо к гиподинамии, либо к гиперкинезии, что может повлечь негативные изменения в детском организме.
Большинство исследователей подразделяет детей по уровню двигательной активности на:
· схверхподвижных
· подвижных
· средней подвижности
· малоподвижных
Главной задачей дифференцированного подхода к детям по уровню двигательной активности является вовлечение малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключение гиперактивных детей на более спокойную деятельность, чаще всего требующую внимания и сосредоточенности.
Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности - предмет исследований многих специалистов в области методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
В целом, степень физической подготовленности можно определить как соответствие двигательных умений и навыков ребенка нормативным требованиям, заложенным в реализуемой дошкольным учреждением программе.
Однако не в каждой программе заложены объективные требования к временным и пространственным показателям, характеризующим двигательную подготовленность дошкольника. Большинство из них рассчитаны на абсолютно здорового и не по годам физически развитого дошкольника (например, показатели программы «Детство»). В то же время большинство детей, посещающих ДОУ отличаются слабым здоровьем, сниженным иммунитетом. В связи с этим, многие из них будут отнесены, согласно результатам диагностики к низкому или среднему уровню физической подготовленности.
Поэтому необходимо использовать показатели физической подготовленности дошкольников разработанные Г.П. Юрко или М.А. Руновой. для детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с соотнесением данных, полученных на каждого ребенка, в обследуемой возрастной группе с выбранной системой показателей, педагог определяет степень физической подготовленности детей – высокую, среднюю, низкую.
В зависимости от количественных и качественных данных, характеризующих уровень физической подготовленности детей той или иной группы, возможна коррекция планов физкультурно – оздоровительной работы в части содержания физических упражнений, регулирование физической нагрузки, изменение условий организации обучения детей движениям и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Таким образом, существует множество оснований для реализации индивидуально – дифференцированного подхода в физкультурно – оздоровительной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.