ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В методическом кабинете создаются условия для самостоятельной работы воспитателей с литературой и другими материалами. В нем подбираются теоретические и практические методические материалы: книги, журналы, сборники подвижных игр и физических упражнений, справочники, словари; составляется картотека по литературе; подбору упражнений для развития психофизических качеств; подвижных игр разной подвижности и т.д.
В кабинете должен быть в наличии хорошо оформленный материал, отражающий передовой опыт работы других дошкольных учреждений; разнообразные образовательные программы, планы работы по возрастным группам; конспекты применяемых форм организации двигательной деятельности детей (занятий, спортивных праздников и досуга, организации самостоятельной двигательной деятельности ребенка и т.д.); описание физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи.
В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, материал которых оформляется и анализируется. В методическом кабинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; оборудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, городки, хоккей и т.д.); демонстрация спортивного инвентаря (обручей, палок, шестов, кольцебросов, мячей и т.д.); создаются альбомы о лучших спортсменах страны и представляются многие другие наглядные пособия.
Специалист по физической культуре детей дошкольного возраста по всем экспонатам кабинета дает консультации воспитателям и родителям и по мере необходимости показывает им примеры использования пособий, проведения занятий и различных спортивных и подвижных игр.
ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Повышению качества работы по физической культуре педагогов с ребенком способствует организация разнообразных форм работы: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы и др.
Индивидуальные консультации проводятся методистом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитателя и содержания вопроса консультация может быть теоретической, методической или практической. В процессе консультации разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребенком.
Групповые консультации проводятся методистом по специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение физическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движений, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым нарушается принцип осознанности; и т. п.
Исходя из данных недочетов намечается следующий план консультаций:
1) тема консультации;
2) основные вопросы;
3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация методики проведения поэтапного разучивания физических упражнений возможна с использованием видеофильмов);
4) обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе консультаций;
5) заключение методиста;
6) рекомендация литературы по данной теме.
Семинар-практикум. Эта форма повышения квалификации проводится для молодых воспитателей. Продолжительность практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы конкретного учреждения. Например, при проведении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольного образовательного учреждения недостаточно используют в своей работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют методическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать проблемы в этой области, составляется примерный план практикума: проводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. На этот практикум отводится 6—10 часов.После каждого практического занятия участникам семинара предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Организуются открытые занятия с последующим их обсуждением, просматриваются и анализируются видеозаписи занятий. Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствуют систему педагогического воздействия.
Проблемный семинар. Особенности этой формы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д.
Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек.
Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направленность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.
Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме семинара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы. Участники семинара планируют организацию опытной работы. Они консультируются по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада.
Вся работа проходит по календарному плану.
В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д.
Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физических упражнениях и подвижных играх», «Оздоровительное воздействие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении». Каждая тема представляет комплекс докладов по разным возрастным группам
Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности. Специалист по физической культуре заблаговременно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа.Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом.
Повышению квалификации воспитателей способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблемам физической культуры ребенка.