Кинематика карданной передачи
Механизм, состоящий из одного или нескольких карданных валов и карданных шарниров и предназначенный для передачи крутящего момента между агрегатами, оси которых не совпадают и могут изменять свое положение, называется карданной передачей. Для компенсации изменения расстояния между агрегатами трансмиссии в карданной передаче используют подвижные в осевом направлении шлицевые муфты.
Карданные шарниры можно разделить:
· по кинематике на синхронные (равные угловые скорости) и асинхронные (неравные угловые скорости);
· по конструкции на полные, полукарданные — жесткие (угол до 2°) и упругие (угол до 12°).
Кинематика карданного шарнира
Рассмотрим два вала, повёрнутых друг относительно друга под углом β и соединённых между собой крестовиной. При вращении приводного вала с постоянной угловой скоростью ω1 ведомый вал вращается с неравномерной угловой скоростью ω2
Угол вращения α приводного вала не соответствует в каждый момент углу вращения α ведомого вала (Рисунок). Угол рассогласования Δα степень неравномерности вращения зависят от угла поворота шарнира.