Переломы костей. Первая помощь.
Переломы костей представляют собой нарушение целостности и непрерывности костей. При переломах почти всегда в большей или меньшей степени повреждаются ткани, окружающие кости в местах перелома. Переломы могут произойти в результате непосредственного воздействия механической силы, т.е. при прямой травме (например, перелом от удара тяжелым предметом, при падении и ушибе о край тротуара). Они могут наступить и при непрямой травме, когда место приложения механической силы не совпадает с местом перелома (например, перелом основания черепа при падении на ягодицы).
При переломе нередко происходит смещение отломков кости. Оно возникает как следствие приложения травмирующего фактора и под действием тяги мышц, прикрепляющихся к фрагментам кости. Прикрепленные к концам переломанной кости мышцы сокращаются, стремясь сблизить концы костных отломков, смещают их и удерживают в неправильном положении. При этом физиологическое сокращение мышц в силу свойственной им эластичности усиливается вследствие рефлекторного сокращения из-за болевых раздражений, поступающих с места перелома.
Если кожа над местом перелома цела, перелом называется закрытым. Если одновременно с переломом кости произошло нарушение целостности кожных покровов и образовавшаяся рана сообщается с местом перелома, то это открытый перелом.
В зависимости от положений тела в момент травмы и направления травмирующего фактора бывают различные виды переломов: поперечные, продольные, косые, винтообразные, оскольчатые и отрывные.
Первая помощь до прибытия машины скорой помощи должна заключаться в следующем. Во-первых, необходимо оценить общее состояние пострадавшего, обращая особое внимание на наличие травматического шока, кровотечения.
Если у пострадавшего имеется сильное кровотечение из сосудов конечности, следует немедленно наложить кровоостанавливающий жгут на соответствующий отдел конечности. Необходимо, однако, иметь в виду, что при наличии перелома кровоостанавливающий жгут можно накладывать лишь на самые минимальные сроки, не превышающие 1.5—2 ч.
Самое важное при оказании первой помощи при переломах костей, как и вообще при повреждениях костно-суставного аппарата, заключается в иммобилизации пострадавшей конечности, т.е. в наложении временной фиксирующей повязки или транспортной шины для создания полного покоя и неподвижности поврежденной конечности (или другой части тела).
Своевременная и правильная иммобилизация имеет огромное значение при оказании первой помощи при переломах и для эффективности их дальнейшего лечения. Для временной или транспортной иммобилизации лучше всего пользоваться готовыми специальными шинами, которые должны находиться на пункте первой помощи, в здравпункте, амбулатории, где имеются медицинские работники.
Готовые стандартные шины бывают различных образцов и размеров. Предназначены они в основном для временной фиксации пострадавшей конечности, а в некоторых случаях и для одновременного ее вытяжения.
Однако в большинстве случаев первую помощь при повреждениях костей и суставов приходится оказывать в самых необычных условиях, вдали от пунктов медицинской помощи, когда под рукой нет специальных шин. В этих случаях шину можно заменить любым твердым предметом, т.е. следует пользоваться импровизированными шинами.
Импровизированные шины готовятся из любых материалов или предметов, которые оказываются под рукой на месте происшествия, например из палок, дранок, досок, лубков, прутьев, коры деревьев, пучков соломы, полос картона, зонтика, лопаты, ружья и т.п. Все эти импровизированные шины должны быть достаточной длины и настолько прочными, чтобы обеспечить надежную фиксацию.
Стандартные или импровизированные шины лучше всего накладывать на обнаженную часть тела, укутав ее предварительно ватой, особенно те места, которые подвергаются наибольшему давлению (костные выступы и т.п.). При отсутствии ваты для подкладки можно употребить любую материю, паклю и др., а в крайнем случае временно обойтись без всякой подкладки. Однако часто транспортные шины накладываются поверх одежды, под которой остаются наложенными стерильные повязки на раны. Можно также обертывать ватой не поврежденную конечность, а транспортную шину. С этой целью серую вату, которой обернута шина, сверху укрепляют марлевым бинтом. Еще лучше для прокладки пользоваться ватными стегаными или байковыми одеялами, подстилками.
Основным правилом иммобилизации большинства переломов является наложение транспортной шины так, чтобы она захватывала не менее двух суставов, соседних с местом перелома, т.е. выше или ниже перелома.