Восстановление посадочных отверстий.
В конструкциях машин можно выделить два типа отверстий. Первый тип — отверстия, по поверхности которых работает (вращается или поступательно движется) ответная деталь. Второй тип — отверстия, используемые для установки или запрессовки втулок, вкладышей подшипников и других деталей, т. е. по поверхности таких отверстий ответная деталь непосредственно не работает (не перемещается).
Для отверстий первого типа основной способ ремонта — увеличение диаметра, что предполагает использование ответной детали увеличенного (ремонтного) размера. Для отверстий второго типа при ремонте обычно требуется восстановление размера до чертежного.
Существенное влияние на способ ремонта оказывает то, является ли отверстие разъемным или неразъемным. Так, для изношенных разъемных отверстий первого типа возможно восстановление в чертежный размер. Для этого необходимо обработать плоскости (поверхности) разъема так, чтобы появился припуск на окончательную обработку отверстий. Если износ небольшой (менее 0,10...0,15 мм), то обычно бывает достаточно обработать только поверхность разъема крышки отверстия.
Неразъемные отверстия как первого, так и второго типов могут быть восстановлены установкой дополнительной втулки. Этот способ — основной для отверстий второго типа, в то время как для отверстий первого типа его следует применять лишь в крайних случаях при очень сильном износе или повреждении.
Для восстановления поверхности отверстий наиболее часто используют токарные, расточные, хонинговальные и внутришлифовальные станки.
Для длинных или соосных отверстий, расположенных на большой длине (опоры валов в блоке или головке цилиндров), чаще применяют горизонтально-расточные станки.
Длинные или далеко разнесенные отверстия могут быть обработаны с помощью специальных разверток.
Кроме приведенных способов восстановления отверстий обработкой под ремонтный размер и постановкой дополнительной ремонтной детали (втулки) могут быть использованы также способы электроконтактной приварки ленты; металлизация посредством нанесения гальванических покрытий и с использованием полимерных материалов.
Плавность хода автомобиля. Виды колебаний автомобиля.
Плавность хода является важным эксплуатационным свойством автомобиля, от которого во многом зависят средняя скорость движения, производительность, расход топлива, межремонтный пробег, комфортабельность езды, сохранность перевозимого груза и защита автомобиля, его систем и механизмов от воздействия неровностей дороги.
Плавность хода автомобиля оценивается параметрами вертикальных колебаний. Измерителями плавности хода являются частота колебаний ω или n мин-', амплитуда колебаний (наибольшее перемещение кузова от положения равновесия), скорость колебаний (первая производная перемещения по времени), м/с, ускорения колебаний (вторая производная перемещения по времени), м/с2.
Для одномассовой колебательной системы обладающей одной степенью свободы и выведенной из состояния равновесия, частоты колебаний равны
ω = 2π/Т n = 60/Т
где Т— период колебаний