Применение электролитических покрытий при восстановлении деталей машин.
Гальванические покрытия широко применяются в ремонтном производстве. Они имеют ряд преимуществ перед наплавкой металлов: процесс не вызывает структурных изменений в металле детали, так как практически отсутствует нагрев детали; процесс позволяет восстанавливать незначительные износы с минимальным припуском на механическую обработку, одновременно восстанавливать большое количество деталей; процесс поддается механизации и автоматизации.
Схема установки для -электролитического
осаждения металла: 1 - анод; 2 - катод (деталь); 3 - ванна; 4 - электролит
В основу процесса положен электролиз металлов. При прохождении постоянного электрического тока через электроды, опущенные в электролит, в последнем образуется положительно и отрицательно заряженные ионы Ионы несущие положительный заряд (катионы), перемещаются к отрицательному электроду - катоду, а ноны, несущие отрицательный заряд (анионы), движутся к положительному электроду- аноду. Достигая поверхности электродов, ионы разряжаются, превращаясь в нейтральные атомы. При этом на аноде происходит растворение металла (переход его в раствор) с выделением кислорода, на катоде выделяется металл и водород.
По закону Фарадея теоретически количество металла, выделяющегося на катоде, определяется по формуле:
g = C·J·t, гр
где: С - электрохимический эквивалент, выделяющегося на катоде вещества, г/а. ч. (для хрома 0,323, для железа 1,043, для никеля 1,095 и для меди 1,186);
J - сила тока, A;
t - продолжительность электролиза, ч. Но так как на катоде одновременно с осаждением металла выделяется водород и могут протекать другие процессы, то фактически осажденного металла будет меньше теоретически возможного. Отношение действительно полученного на катоде металла gд к теоретически возможному называется катодным выходом металла по току, который выражается в Процентах:
η=gд/gm·100%
Физический смысл выхода металла по току заключается в том, что он представляет собой коэффициент использования электрического тока. Например, при хромировании η = 10. ..18%, при железнении η =85...95%.
В ремонтном производстве получили распространение процессы электролитического наращивания хрома (хромирование), железа (железнение), реже никеля (никелирование), меди (меднение), цинка (цинкование).
Восстановление резьбовых соединений.
Наружную резьбу (на валах, осях и т. д.) восстанавливают:
-нарезанием резьбы ремонтного размера;
-наплавкой и нарезанием резьбы чертежного размера;
-электроконтактной приваркой проволоки;
-заменой изношенной резьбовой части детали.
Старую резьбу срезают на токарном станке и нарезают новую меньшего размера, например вместо М16 нарезают М14. Это простой, доступный и дешевый способ. Недостатки его: потребность в замене или ремонте соединенной детали; нарушение взаимозаменяемости деталей соединения и уменьшение его прочности.
Для восстановления резьбы до чертежного размера применяют механизированную наплавку, чаще вибродуговую и в среде СО2, реже под флюсом и в среде пара. Перед наплавкой старую резьбу срезают. После наплавки деталь протачивают и нарезают резьбу чертежного размера. Припуск на обтачивание должен составлять 2...3 мм на сторону.
Внутреннюю резьбу восстанавливают:
-нарезанием резьбы ремонтного размера;
-нарезанием резьбы чертежного размера на новом месте;
-заваркой отверстия и последующим сверлением и нарезанием резьбы чертежного размера;
-с применением полимерных композиций;
-постановкой резьбовой пробки (ввертыша);
-установкой резьбовой спиральной вставки;
-установкой тонкостенной резьбовой втулки.
3. Общая характеристика работ в автосервисе. Оборудование. Инструмент
ОБЩАЯ ХАР-КА РАБОТ НА СТАНЦИИ ТЕХ-ГО ОБСЛ-Я:
-Уборочно-моечные
-Контрольные
-Регулировочные
-Крепежные
-Подъемно-транспортировочные
-Слесарно-механические
-Кузнечные
-Сварочные
-Смазочно-заправочные
-Вулканизационные
-Окрасочные
ОБОРУДОВАНИЕ:
для мойки – общего и специального назначения
Специальные делятся на :
-механические
-автоматические
.для подъмно-трансп-х работ (передвижные краны до 1 т, механические или гидравлические; грузовые тележки; электротельферы, тали до 5 т; кранбалки 3т, подвесные или подкатные; конвейеры)
Осмотровое оборудование
-ямы
-эстакады
-подъемники:
-по типу привода (электро-механические, гидравлические)
-по расположению (стационарные, передвижные)
-по способу воздействия (упор в раму, в кузов, с подхватом колес, подъем площадки)
-по количеству подъемных элементов (одно, двух, четырех)
-Опрокидыватели
для смазочных работ
солидолонагнетатель
-ручная масленка (пресмасленка)
-оборудование для заправки тормозной жидкостью
для ремонта колес
-вулканизация (электрическая, паровая )
Электрическая – можно сжечь, паровая – нельзя сжечь