Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
Гостеприимство – это более точное понятие, так как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще.
Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий.
Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.
Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.
В структуру индустрии гостеприимства в широком смысле входят:
1) Гостиничные предприятия
2) предприятия общественного питания;
3) транспортные услуги;
4) культурно-развлекательные услуги
5) туристские услуги.
Собственно гостеприимство (гостеприимство в узком смысле слова) включает продовольственный сектор и сектор размещения.
Размещение – самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия – суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.
Средства и системы размещения – это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля), приспособленные специально для приёма и ночёвки временных посетителей с различным уровнем сервиса.
Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.
Индустрия гостеприимства удовлетворяет основные потребности туристов, первичные потребности человека (по пирамиде Маслоу). Главное назначение предприятий этой индустрии заключается в организации комфортного и качественного обеспечения мотивационных требований туриста. Соответствие требованиям гарантирует эффективность их деятельности на туристском рынке. Функциями предприятий индустрии гостеприимства является создание, реализация и организация потребления услуг и товаров туристского назначения.
Качественным признаком деятельности в сфере туризма является гостеприимство, отождествляется с атмосферой доброжелательности, которой окружается потребитель гостиничных услуг. Гостеприимство является системой по созданию комфортного пребывания путешествующего вне месту промывки. В эту систему входят услуги размещения, питание и дополнительные услуги, необходимые путнику и связанные с Осуществлением цели путешествия.
История развития индустрии гостеприимства.
Гостеприимство - любезный прием гостей, радушие по отношению к гостям.
Индустрия гостеприимства — это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям, специализируется на рынке услуг, связанном с приемом и обслуживанием гостей.
Древний период (IV тысячелетие до н.э. — 476 г. н.э.) Первые предприятиях предоставляющих услуги размещения и питания(тогда таверны) можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Хотя в тавернах размещали путешественников, в большей степени они были для услуг питания. Развитие торговли => длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. =>появляются— постоялые дворы, больше на территории Римской империи. Обычные таверны считались притонами греха (простонародье, опустившиеся аристократы). Высшее же общество отдыхало в общественных банях. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства.
Средние века (V - XV вв. н.э.) предоставлением услуг гостеприимства стали заниматься религиозные заведения. В Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих.В Средние века люди стали путешествовать больше и соответственно увеличилось число придорожных постоялых дворов. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог. Появляются гостиницы «вдоль дорог» – мотели. В русских городах был распространен и другой тип средневековых гостиниц —гостиные дворы, отличие –имелись возможности для совершения коммерческих операций (торговые ряды, лавки, склады).
В XII—XIII веках постоялые дворы — предшественники первых гостиниц — появились на Руси. Они предоставляли приют и питание для всех категорий путешествующих и не отличались особым комфортом. Здесь также можно было разместить лошадей и транспортные средства путешествующих, то есть предлагались так называемые услуги "постоя". В XV веке постоялые дворы создавались при "ямах" — почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода. В это время на Руси была учреждена "ямская служба", находившаяся в ведении Ямского приказа.
В XVI столетии в Англии появляются таверны для простонародья, называемые ординарными, где за общим столом подавались дежурные блюда по фиксированной цене. В сельской местности один постоялый двор обслуживал всех приезжих, хотя состоятельные люди, путешествовавшие в собственном экипаже или верхом, туда заходили редко, а бедняков, которые путешествовали пешком, туда старались не пускать вообще. В любом случае четкие социальные различия в обхождении с каждым постояльцем строго соблюдались.
В русских городах был распространен и другой тип средневековых гостиниц — гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что, помимо услуг размещения и питания, здесь имелись возможности для совершения коммерческих операций, то есть в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Гостиные дворы в основном и предназначались для торговли и складирования товаров, поскольку купцам не разрешалось торговать в собственных домах.
XVIII век Особая роль в развитии предприятий гостеприимства принадлежит США. Вступившие на землю Американского континента европейские переселенцы принесли с собой тот опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами. При размещении людей здесь отсутствовала дискриминация по классовому признаку.
XIX век. Во многих городах Америки появились отели-дворцы: Palmer House в Чикаго, St.Charles. За XIX столетие появилось гораздо больше новшеств, чем за всю ее предыдущую историю. В 19 в. были изобретены способы сохранять пищу путем консервирования и вакуумной упаковки, что позволило готовить любые кулинарные деликатесы независимо от сезона. 19 в и нач 20 оставили заметный след в истории развития гостиничного дела в России. В этот период были построены известные гостиничные предприятия, отдельные из которых продолжают успешно функционировать и в настоящее время. Чисто русский тип заведений, не имевший аналогов за рубежом, представляли собой чайные.
XX в. Инд-я гост-ва расцветает. Лидеры США и Европа, где появляются новые формы организации гост-ного хоз-ва, объединение в гостиничные цепи. В 1970-е годы появляются новые типы заведений, Friday's, Houston's. В России построена гостиница «Астория»,в то время лучшая гостиница СПб. Многие гостиницы перепрофилированы (в гостиницах размещались полит. организации). Идеология новой власти была в разрушение рыночной экономики=> происходит отказ от любой прибыли, и доходы от гостиничной индустрии направ-ся на развитие тяжелой промышленности. В настоящее время к тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства относятся: 1.Образование международных гостиничных и ресторанных цепей 2.Развитие сети малых предприятий 3.Внедрение в индустрию гостеприимства компьютерных технологий.