Сегментация рынка гостиничных услуг.
Критерии |
Сегменты спроса |
Социодемографические |
|
Возраст |
Молодежный туризм; туризм «сениоров» (пожилых); детский туризм; туризм по возрастным группам |
Пол |
Женский туризм; смешанный туризм |
Профессия туриста |
Множество сегментов по профессиональному признаку: специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни |
Профессия главы семьи |
Сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества: высший менеджмент, служащие среднего уровня, рабочие и т.д. |
Величина пункта постоянного проживания |
Большой город; малый город; средний город; сельская местность |
Тип семьи |
Туризм одиночек; семьи без детей; семьи с детьми; многосемейный туризм |
Национальность |
Этнический туризм |
Религиозные убеждения |
Религиозный туризм |
Доход семьи |
Социальный туризм; люкс-туризм; дешевые туры; эксклюзивные туры |
Психолого-поведенческие |
|
Мотив поездки |
Рекреационный; деловой; спортивный; познавательный; коммуникативный |
Тип туриста (психологический портрет) |
Различные классификации |
Сезонность |
Сезон; не сезон; месяц года |
Организация поездки |
Самостоятельная организация; через туристскую фирму; через посредника |
Форма поездки |
Групповая; индивидуальная |
Используемые транспортные средства |
авто-; авиа-; велотуризм; автобусный; морской и речной круизный; другие виды |
Используемые средства размещения |
Гостиницы; мотели; кемпинги; частные дома и квартиры; другие виды размещения |
Длительность поездки |
Длительные (более 21 дня); краткосрочные (2 — 4 дня); средние (7 — 14 дней) и т.п. |
Удаленность турцели |
Различные критерии сегментирования |
Источники |
Социальный туризм (отдых; поездки малообеспеченных слоев населения субсидируются системой социального страхования); инсентив-туры (поощрительные поездки для сотрудников фирмы; их семей; финансируемые фирмой); семейный бюджет |
Консультанты и посредники в принятии решения о совершении поездки |
Туристские бюро; туроператоры, знакомые; средства массовой информации и т.д. |
Эксперты ВТО на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.
К первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем доходов. Основной целью их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Для этого сегмента туристского рынка не характерно стремление к резкой смене впечатлений. Их, напротив, привлекает обстановка, не требующая смены привычек. Это касается как размещения, так и питания, которое должно быть ориентировано на интернациональную кухню. Основной принцип - за свои деньги получить всё сполна. Останавливаясь в гостиницах невысоких разрядов, они в то же время проявляют очень большой интерес к разного рода развлечениям, ночным клубам, барам, дискотекам. Несмотря на то что познавательная цель не является основным мотивом их путешествия, они всё-таки нередко проявляют интерес к различным экскурсиям, которые могли бы сделать его более престижным при рассказе о нём друзьям, родственникам и знакомым. Сувениры для этих туристов служат вещественным подтверждением совершённой поездки, поэтому каждый турист непременно увозит с собой какой-нибудь не дорогой сувенир. В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия на близкие расстояния, в основном до ближайшего моря.
Ко второму сегменту рынка туристских и гостиничных услуг относятся лица с уровнем доходов выше среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью путешествий для них является отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом в выборе места отдыха второй мотив превалирует. Первым мотивом их путешествия является отдых, но отдых активный, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты. Если первая категория путешествует «до ближайшего моря», то к этому сегменту рынка относятся любители дальних путешествий.
Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем доходов. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены две возрастные категории: средний и «третий возраст». Если лица «третьего возраста» путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. Для этого сегмента интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Причём это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далёкое экзотическое путешествие.
Четвёртый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие они готовы израсходовать значительные средства, часто за счёт сбережений. Конкретные цели поездок могут быть различными. Главное, что объединяет туристов, - стремление к личному опыту