Ремонт блока цилиндров и цилиндро-поршневой группы.
Ремонт блоков цилиндров. Блоки цилиндров — это крупногабаритные детали сложной конфигурации, наиболее дорогостоящие и металлоемкие. Их изготавливают методом литья из серого, ковкого или модифицированного чугуна, алюминиевых и других сплавов.
Один из наиболее распространенных дефектов блока цилиндров — деформация плоскости стыка с головкой, возникающая, как правило, вследствие перегрева двигателя или перетяжки болтов крепления головки. Часто после длительной эксплуатации плоскость деформируется на 0,03...0,05 мм.
Обработка плоскости может быть выполнена притиркой с абразивной пастой на плите, фрезерованием или шлифованием.
В качестве основного метода восстановления постелей под вкладыши коренных подшипников принят метод расточки и постановки вкладышей с увеличенным наружным диаметром (через 0,25 или 0,5 мм) промышленной поставки.
При отсутствии вкладышей ремонтного размера по наружному диаметру гнезда крышки коренных подшипников часто восстанавливают фрезерованием их плоскостей разъема на 0,3...0,4 мм и последующим растачиванием отверстий до чертежного размера.
Ремонт цилиндра гильзы. Цилиндры ремонтируют растачиванием под ремонтный размер с последующим хонингованием. Растачивают внутреннюю поверхность цилиндров и гильз на вертикально-расточных станках моделей 278 и 279 Н.
Все цилиндры (или гильзы) должны быть обработаны под один размер в пределах установленного допуска нового цилиндра.
Ремонт поршней. Поршни в процессе дефектации выбраковывают по результатам измерений трех элементов: высоты первой канавки, диаметра отверстий в бобышках и диаметра юбки. Главный выбраковочный параметр — размер первой канавки, так как соединение первое поршневое кольцо — канавка поршня изнашивается больше, чем другие.
Восстановление канавки под поршневое кольцо включает следующие операции: очистку поршня, создание технологических баз, изготовление, установку и закрепление дополнительной ремонтной детали, точение головки и канавок, обработку юбки, разворачивание отверстия под поршневой палец и контроль восстановленной детали. Здесь способ постановки дополнительной ремонтной детали сочетается со способом ремонтных размеров.
Юбку поршня шлифуют на станке ЗМ433У, который предназначен для обработки кулачков распределительного вала. Ко-нусообразности юбки достигают поворотом стола относительно направляющих шлифовальной бабки.
Изношенные отверстия под поршневой палец разворачивают на вертикально-сверлильном станке 2Н135 под ремонтный размер. Под этот же ремонтный размер растачивают втулку шатуна и шлифуют поршневой палец.
Ремонт поршневых колец. Для подавляющего большинства двигателей могут быть найдены кольца стандартного размера и ремонтного увеличения +0,5 мм. Кольца остальных ремонтных размеров (например, + 0,25; + 0,75; + 1 мм) более редкие. На практике также возможны случаи, когда при малом износе цилиндров и юбок поршней сильно изношены кольца и канавки поршней, вследствие чего кольца стандартной высоты уже не могут быть установлены на старые поршни.
Компрессионные кольца шлифуют на плоскошлифовальном станке.
Иногда требуется уменьшить высоту колец на несколько сотых миллиметра. Лучше всего это сделать притиркой на плите с помощью абразивной пасты 28...40 мкм.
Иногда есть возможность найти только кольца, имеющие высоту меньше, чем необходимо. Тогда в качестве самой крайней меры и только для бензиновых двигателей с низким уровнем форсирования можно рекомендовать способ установки дополнительного дистанционного кольца.
Ремонт поршневых пальцев. Для восстановления поршневых пальцев применяют перешлифовку, железнение, механическую раздачу, раскатку, гидротермическую раздачу.
По окончании восстановления сортируют пальцы на размер ные группы и по массе, проверяют твердость (не менее 55 HRC3) i шероховатость поверхности (Ra= 0,16...0,08 мкм), длину и други параметры.