Классификация и марки моторных масел.
Моторные масла классифицируют по вязкости и по эксплуатационным свойствам. По вязкости зимние сорта затушенные моторных масел делят на 4 класса (3з,4з, 5з, 6з), летние сорта — на 8 классов (6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24), а внесезонные загущенные — на 10 классов (от 3з/8 до 6з/16). Класс внесезонных масел изображают дробью, в числителе которой указывают кинематическую вязкость при —18˚С, а в знаменателе — при 100˚С Например, 6з/14 означает, что вязкость масла при —18 С равна 10400 сСт, а при 100 °С находится в пределах 12,5...14,5сСт. Буква з в индексе соответствует наличию вязкостной (загущающей) присадки. Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам распространяется на масла с присадками, используемые для смазывания двигателей внутреннего сгорания. В зависимости от области применения моторные масла делят на шесть групп: А. Б, В, Г, Д. Е. Масла группы Е отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.Масла, используемые в бензиновых двигателях, имеют индекс 1, а в дизельных — индекс 2. В марке масла М-10-Г2 буква М означает моторное, число 10 — вязкость в сантистоксах при 100 °С, буква Г2 —область применения масла (для высокофорсированных дизелей). В марке М-5з/12-Г1 класс вязкости 5з/12 означает следующее: 5 — вязкость при —18 "С; буква в индексе — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло можно использовать вссссзонно; 12 — вязкость при 100 °С; Г1 — область применения (для высокофорсированных бензиновых двигателей). В марке М-8-В буква В означает универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей.
Состав помещений и методика расчета их площадей.
Расчет площадей зон ТО и ТР
Взависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами:
по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах ;
графическим построением на стадии разработки планировочного решения зон.
Площадь зоны ТО и ТР:
Fз=fаХзКп
где fа-площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; X3 -число постов; Кп -коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов Кп= 6-7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания Кп = 4-5.
Расчет площадей производственных участков
Площадь участка Fy = foб Кп ,
где fоб- суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2; Кп -коэффициент плотности расстановки оборудования.
На основе ведомости оборудования участка и каталогов определяется его суммарная площадь fоб по участку.
Если в помещениях предусматриваются рабочие посты, то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами в соответствии с нормативами.
Значение коэффициента Кп для соответствующих производственных участков принимается согласно ОНТП и изменяется в пределах 3,5-5,0
В отдельных случаях для приближенных расчетов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную
Смену Fy = f1+f2(PT-l),
где f1 - площадь на одного работающего, м2; f2 -то же на каждого последующего работающего, м2 ; Рт - число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Расчет площадей складских помещений
Площади складских помещений могут быть определены: по удельной площади на 10 единиц подвижного состава или по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов и по коэффициенту плотности расстановки оборудования Fck = 0,1 Аи fy K1(с) K2(с) K3(с)K4(с)K5(с),
где Аи - число технологически совместимого подвижного состава; fy -удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава [1] ; К1(с)-коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег подвижного состава, изменяется; K2(с) -зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава; К3 (с) - зависит от типа подвижного состава; К4(с) - зависит от высоты складирования в метрах; K5(с) - зависит от категории условий эксплуатации.
Расчет площадей складов по хранимому запасу определяется по выражению
Fск= foб Кп ,
где fоб- суммарная габаритная площадь занимаемая хранимым оборудованием, м2; Кп = 2,5 -коэффициент плотности расстановки оборудования.
Расчет площадей вспомогательных и технических помещений
Площади вспомогательных и технических помещений принимаются соответственно, в размере 3% и 5-6% (5 для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади и в таблице 16 приведена примерная структура и распределение этих площадей в процентах.