Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Аппликация. Виды аппликации в д/с.

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий.
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
3 способа лепки
Способы оформления и декорирования образа
Аппликация. Виды аппликации в д/с.
Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
Задачи и программный материал по аппликации.
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы
Симметричное вырезание
Силуэтное вырезание
Методика обучения детей аппликации из соломки.
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений.
Виды аппликаций
Создание работ
Конструирование. Виды конструирования.
Содержание знаний и умений по конструированию
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
Старшая группа
Методы и приёмы обучения.
Планирование.
Общие принципы планирования. Усвоение программы.
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.
Усвоение программы по изобразительной деятельности
Изобразительные способности.
Этапы развития изобразительных способностей.
Особенности творческой изодеятельности дошкольников.
Зависимость развития способностей и творчества от обучения
Детское изобразительное творчество.
Этапы развития детского изобразительного творчества
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
All Pages

 

Аппликация. Виды аппликации в д/с.

 

 

Аппликация (от латинского applicatio — накладывание)—это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различ­ные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

 Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмичес­кое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

 На занятиях дошкольники знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

 Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

 Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка в области аппликации, стимулирует и развивает его самостоятельность и творчество.

 В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

 Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.

 В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки). Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, Снегурочка, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка). Сложные криволинейные контуры предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).

 Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнезда на дереве»).

 При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

 

- вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);

 

- выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

 

- передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);

 

- расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод); создать двух-плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса вдали);

 

- подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).

 В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций.

 Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. При планировании занятий с детьми разного возраста воспитатель группирует задания по темам. Они могут отражать явления природы (листопад, снегопад, ледоход, цветение сада, луга, жизнь животных, птиц, насекомых, рыб), общественную жизнь страны (праздники, труд людей, героические подвиги и т. д.), трудовую деятельность самих детей (дежурство по группе, работа на участке детского сада, уход за растениями, животными и т. д.), игры и развлечения. Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т. д.

 Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы и т. д.

 Сюжеты аппликации могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину. В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т. д.

 Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

 В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.

 Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, вышивке, резьбе. Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

 На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и др.).