Создание работ
Из сухих листьев
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составляь и экспериментировать с листьями.
Из листьев можно сделать как простые работы: рыбку, бабочку, улитку, уточку, зайчика, дерево с настоящими маленькими листиками и др.; так и более сложные: лису, медведя, сову, лягушку, кошку, собачку, муравья, павлина, парашютиста, цыпленка в лодке и др.
По такому же принципу, как сделана бабочка, можно сделать и стрекозу, только крылышки сделать из листочков поуже, а тельце подлиннее.
Прежде чем приступить к работе, нужно рассортировать имеющийся материал. Станет ясно, какой листочек на что похож. Папоротниковый – на длинный крокодилий хвост; лист акации – на целое дерево; крылатки клёна – на крылья стрекозы (а кто-то увидит в них уши зайца; кто-то – усы).
Рассортировав материал приступаем к составлению аппликации.
Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации
Составление аппликации из засушенных листьев строится по следующему плану:
1. Определяем листья для базовых форм (голова, туловище) и их место на основе.
2. Подбираем и прикладываем мелкие детали (ушки, хвостики, лапки).
3. Оживляем поделку, придаем характерную особенность (веселость, грусть и т.д.)
При обучении детей изготовлению аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, выполненная воспитателем, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Затем воспитатель показывает как можно разложить листья, чтобы получился красивый узор и как приклеить лист к основе (капнуть немного клея на заднюю сторону каждого листочка или цветка и прижать их к бумаге в нужном положении).
После повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети усваивают последовательность и сам ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов, и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.
Из кусочков листьев
Сухие листья – очень хрупкий материал. Случается, что в процессе работы или хранения они ломаются. Сломанные части можно использовать для оформления работ: звездочки, дождинки, дорожку и т.д. Можно сделать мозаику из кусочков листьев. А если приготовить разноцветную крошку, то она поможет оживить фон.
Осенняя композиция
Объединив несколько листьев и цветов в гербарий, можно получить «Осенний букет». Только надо продумать сочетание фона и листьев и красивое оформление (ваза, украшенная бисером).
Из лепестков цветов
Вспомним стихотворение: «Спал цветок и вдруг проснулся…»? О каком цветке идёт речь? Конечно же, о бабочке! Тонкие лепестки цветка так похожи на крылья бабочек. А если лепестки не однотонны, то порой даже и непонятно, засушенная это бабочка или цветок. Усики бабочек делаются из травинок или тонких стебельков от цветов.
Из крылаток
Из семян ясеня и клена с детьми 5-7 лет можно сделать интересные, хотя и трудоемкие работы. Если очертить на картоне силуэт ежика и наклеить на его спинку крылатки ясеня – получится колючий ёжик. А, например, для совы крылатки ясеня станут перышками. Крылатки клена – это грива льва, цветок или ушки зайца.
Для такой аппликации используется бархатная бумага, а клей не нужен. Сначала при необходимости простым карандашом наносится эскиз. А затем тополиный пух аккуратно прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы распушенный пух прилип к бархату. Лучше всего из пуха получаются животные.