Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.
В детском саду используется в основном пластилин и глина.
Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Вначале идет знакомство ребенка с материалом и его свойствами. Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.
После ознакомления с пластичными материалами дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.
Общее для всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа. Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.
Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить
«Колбаска» или валик - первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1 -1,5 года.
В дальнейшем он совершенствует своё умение - раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5-3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.
Как получить цилиндрическую форму
раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;
раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;
раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму цилиндра
свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);
скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);
сплющить в ленту (листок, шарфик);
раскатать в конус (морковка, колпачок);
свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).
Как создать шарообразную форму и как её можно изменить
Шар - ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими свои игрушки. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.
Как получить шарообразную форму
раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;
раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности;
раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).
Как преобразовать форму шара
слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (киндер-сюрприз, воздушный шарик, дыня);
оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка);
раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); сплющить между ладонями в диск (колесо, лепёшка);
раскатать в конус (мороженое, пирамида);
некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из шара;
сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);
сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза).
Формы шара, цилиндра и производные от них формы - это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивая технику лепки.